Сайт бесплатных игр

Сайт бесплатных игр

» » «Мой район». Дидактическая игра по краеведению для детей старшего дошкольного возраста

«Мой район». Дидактическая игра по краеведению для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №54»

Составитель: Лобанова Т.Г.

воспитатель

г. Кострома

2016г.

Дидактические игры, направленные на обогащение знаний детей дошкольного возраста о родном городе

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится приобщаться к богатством национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение.

Предлагаемые дидактические игры по краеведению для детей старшей и подготовительной к школе групп помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми.

«Путешествие из прошлого в настоящее»

Цель:

Закреплять знания детей об историческом прошлом и настоящем города Кострома, о внешнем виде зданий;

Формировать у детей наблюдательность, умение находить в зданиях, изображённых на картинках, сходство и различие;

Активизировать словарь детей, закреплять названия исторических памятников города.

Ход игры:

В комплект игры входят карточки, на которых изображены здания города Костромы в старом и современном виде.

В игре могут принимать участие от 2 до 6 детей. Дети сидят за столом, на котором разложены картинки с изображением цветных памятников архитектуры «рубашкой вверх». Рядом разложены картинки с чёрно-белыми фотографиями тех же самых памятников архитектуры, но выполненных несколько лет назад. По порядку каждый ребенок открывает картинку с цветной фотографией и ищет соответствующую картинку с изображением одного и того же здания. Дети называют здания. Выигрывает тот, кто правильно подберет пары и назовет памятник.

1 вариант:

Дети берут карточки, внимательно рассматривают их, находят сходства и различия зданий в старом и современном виде. По очереди дети рассказывают о назначении здания для жителей города.

2 вариант:

Детям предлагается по представлению внести изменения во внешний вид здания, представить и рассказать, каким оно станет в будущем.

Игровое правило:

Отбирать только одинаковые здания на разных картинках. Выигрывает тот, кто не ошибётся.

Дидактическая игра

«Собери картинку»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

Цель:

Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей,

Закреплять знания детей о родном городе через содержание картинок,

Ход игры.

В комплект игры входят картинки с видами музеев, памятников, разрезанные на несколько частей. В игре могут принимать участие 1-3 человека.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, выиграл. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Необходимо иметь 2 комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9-12).

Игровое правило:

За определенное время правильно собрать из частей целую картинку. Выигрывает тот, кто соберет картинки первым.

Дидактическая игра

«Сквозь замочную скважину»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

Цель:

Закреплять знания детей о памятниках города Костромы;

Развивать зрительную память, восприятие.

Ход игры.

В комплект игры входят картинки с видами памятников города Костромы, комплект карточек с прорезями замочной скважины разных величин.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением памятников. Ребенок перемещая замочную скважину, пытается определить памятник, дать краткое описание его.

Игровое правило:

Рассматривать картинку можно только с помощью замочной скважины.

Дидактическая игра «Путешествие по городу»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

Цель:

- закрепить знания детей о родном городе, названиях улиц, достопримечательностях города.

Учить определять место расположения исторических памятников, давать их краткое описание.

Дидактический материал:

Игровое поле, на котором отмечено расположение наиболее интересных памятных мест, карточки такого же размера с изображениями памятников и др. Содержание карточек зависит от варианта игры: 1 – изображение и название достопримечательностей; 2 - описание памятных мест; 3 - цифры, указывающие местоположение памятника на схеме.

Ход игры:

Прежде чем начать игру, воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии, на которых изображены достопримечательности города. Проводится краткая беседа о названиях улиц и зданиях города. Затем объясняются правила игры.

В игре могут принимать участие 4-5 детей. На столе раскладывается карта-схема города, дети получают карточки с изображением памятных мест. Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию по городу и перемешивает карточки с описаниями, положив их «рубашками» верх. Игра может постепенно усложниться.

1 вариант. Ведущий достает карточки, называя памятник и цифру, обозначающую его местонахождение на карте. Ребята, у которых есть карточка с изображением названной достопримечательности, закрывает ею соответствующее место на схеме.

2 вариант. Ведущий достает карточки с описанием, читает текст, не называя памятник и цифру, которая обозначает его расположение. Дети должны догадаться, о чем именно говорит педагог, назвать памятник или историческое место, найти его по карте и выложить нужную карточку.

3 вариант. Ведущий достает карточки с цифрами. Дети, у которых есть карточка с изображением соответствующей цифры памятника, произносит нужное название и рассказывает о нем. Игра заканчивается, когда все отмеченные на схеме места будут закрыты карточками. Побеждает участник, выложивший свои карточки первым.

Игровые правила:

Последовательность хода определяется брошенным кубиком, передвигаться по игровому полю можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их будет указано на кубике, учитывая, что красный круг означает - пропусти ход, зелёный - двигайся назад, синий - вперед. Выигравшим считается тот, кто первым дошел до финиша.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель:

Закреплять умение устанавливать отношения между объектами и людьми, работающими на этих объектах;

Развивать зрительную память, восприятие;

Развивать умение анализировать свой ответ.

Ход игры:

Карточки с изображением учреждений города педагог раздает детям, другие – оставляет у себя. Ведущий берет по одной карточке с изображением людей, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на карточки, которые находятся у них. Тот, к кому относится эта карточка, называет, что изображено на ней.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек.

Игровое действие:

Поиск нужных карточек.

В комплект игры входит 10 карточек с изображением наиболее значимых учреждений города (музей, школа, церковь, вокзал, художественная школа и т.д.) и 10 карточек с изображением людей разных профессий, работающих в этих учреждениях. В игре могут принимать участие 2-3 чел.

«Что за ягода такая»

(игра предназначена для детей 4-5 лет)

Цель:

Познакомить детей с видами ягод и учить называть их;

Учить узнавать ягоды, которые произрастают в Костромской области;

Развивать у детей внимание, интерес, бережное отношение к растениям.

Ход игры:

1 вариант:

Карточки лежать на столе у детей. Воспитатель называет ягоду, дети показывают нужную карточку.

2 вариант:

Из общего количества карточек дети выбирают те ягоды, которые произрастают в крае.

В комплект игры входят карточки с изображением ягод Костромской области.

«Кто такой?»

(игра предназначена для детей 6-7года)

Цель:

Закреплять знания детей о видах животных, занесенных в Красную книгу Костромской области;

Воспитывать у детей понимание неповторимости каждого вида животного, необходимости их защищать;

Развивать внимание и память.

Ход игры:

1 вариант:

Из предложенного ряда карточек, дети выбирают тех животных, которые занесены в Красную книгу Костромской области.

2 вариант:

Педагог показывает карточку с тем или иным животным, занесенным в Красную книгу Костромской области, дети называют его.

3 вариант:

Педагог называет название животного, дети из предложенного ряда карточек выбирают нужную.

Игровое правило:

Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

В комплект игры входят карточки с изображением животных, занесенных в Красную книгу Костромской области и ряд карточек, содержащих животных занесенных в Красную книгу и нет.

Татьяна Полушева

Дидактическая игра «Путешествие по городу» .

Дидактическая задача : закрепить и систематизировать знания детей о городе Миассе, его достопримечательностях, названиях улиц, развивать связную речь.

Игровые действия : в эту игру могут играть два и более человек. Для игры нужны кубик и каждому игроку по фишке. Фишки выставляются на старт. Дети поочередно бросают кубик и начинают движение каждый своей фишкой, каждый раз отсчитывая столько кружков, сколько их будет указано на кубике.

Зелёный круг - назови достопримечательность на фото.

Красный круг - ответь на вопрос.

Если игрок не может ответить на вопрос, то он пропускает один ход. Когда дети освоят игру, можно задавать им дополнительные вопросы по содержанию картинок, попросить объяснить свой ответ. Выигрывает тот , кто первым доберётся до финиша.

Дидактическая игра «Камнерезное искусство Урала»

Дидактическая задача : обобщить и систематизировать представления детей о камнерезном искусстве Южного Урала. Закреплять знания детей о минералах Урала : родонит, малахит, змеевик, яшма, бирюза. Учить различать минералы и изделия, изготовленные из них.

Игровые действия : ведущий показывает карточку с изображением изделий из уральских минералов. Играющие должны определить, из какого минерала изготовлены изделия и заполнить пустые карточки на большой карте с изображением определённого минерала.

Побеждает тот, чья карта будет заполнена первой.






Публикации по теме:

Дидактические игры для детей 2–4 лет "Чудесный кармашек" Цель: формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира форме, размерах, цвете. Ход игры: детям предлагается.

Дидактические игры Ловишка,бери ленту. Играющие строятся по кругу. Каждый участник игры получает полоску цветного материала или ленточку, которую он закладывает.

Дидактические игры Игра "Собери снеговика" ЦЕЛЬ: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки. ХОД. В.

Дидактические игры Обозначь предметы цифрой Цель игры: формирование элементарных математических представлений, развитие внимания, памяти, мышления, а также.

Дидактические игры ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ» ЦЕЛЬ. Закрепление знаний о единицах длины, воспитание умения замечать нереальность суждений, правильно.

Дидактические игры Дидактические игры «Кто как голос подает?» Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы». Воспитатель: Я предлагаю вам.

Дидактические игры и дидактические упражнения по развитию речи дошколят «Поезд» В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций,.

Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным городом

Знакомясь сродным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.

Предлагаемые дидактические игры по краеведению для детей старшего дошкольного возраста помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми.

Задачи:

1.Расширять представления детей о зданиях и их назначении.

2. Закреплять правила безопасного поведения на улице.

3.Закреплять и расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т. д.)

4.Развивать связную монологическую речь.

5.Воспитывать любовь и уважение к родному городу.

«Путешествие по городу»

Задачи:

Упражнять детей в группировке карточек с определенной тематикой;

Расширять знания о родном городе;

Развивать мышление и память.

Ход игры:

Большие карточки педагог раздает детям, маленькие оставляет у себя. Ведущий берет по одной маленькой карточке, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на большие карточки. Тот, к кому относится карточка, называет, что изображено на ней и рассказывает все, что знает. Остальные игроки могут дополнять его рассказ.

Игровое правило:

Игровое действие: Поиск нужных карточек.

«Найди пару»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

Задачи:

Закреплять умение устанавливать отношения между объектами и людьми, работающими на этих объектах;

Развивать зрительную память, восприятие;

Развивать умение анализировать свой ответ.

Ход игры:

Карточки с изображением учреждений города педагог раздает детям, другие – оставляет у себя. Ведущий берет по одной карточке с изображением людей, работающими на этих объектах, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на карточки, которые находятся у них. Тот, к кому относится эта карточка, называет, что изображено на ней.

Игровое правило: Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек.

Игровое действие: Поиск нужных карточек.

«Сложи картинку»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

Задачи:

Закреплять знания детей о внешнем виде зданий города Тюмени;

Учить складывать из частей целое.

Ход игры:

1. Ребенок собирает из частей картинку с видом музея (других достопримечательностей города).

2. Участвуют 2-3 ребенка. Используется несколько комплектов разрезных картинок, части картинок перемешиваются. Дети выбирают нужные части картинок и соединяют в общее изображение.

Игровое правило: Выигрывает тот, кто соберет картинки первым

Игровое действие: Подбор нужных частей картинок.

«Найди герб наш его города»

Задачи : закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материал : Карточки с изображениями гербов разных городов Тюменской области.

«Собери герб нашего города»

Задача: Закрепить представления о символическом значении изображения герба города Тюмени.

Материал: Разрезные картинки герба города Тюмени.

«Узнай герб»

Задача : учить детей узнавать гербы городов Тюменской области.

Материал: картинки гербов городов Тюменской области, карта Тюменской области с нанесёнными точками расположения городов на карте.


«Достопримечательности Тюмени»

Цель: Научить детей узнавать достопримечательности родного города и классифицировать их по назначению.

Материал: Картинки различных достопримечательностей города по несколько видов: мосты, театры, музеи, фонтаны, памятники, скверы и др.


Наталья Александровна Кудрина
«Мой район». Дидактическая игра по краеведению для детей старшего дошкольного возраста

«Мой район» - дидактическая игра для детей старшей группы.

У каждого человека есть малая Родина, место, где он родился, вырос. Потом он пошёл в детский сад, школу, институт, армию. Но, куда – бы не занесла его судьба, никогда не сотрутся из памяти места, где он рос, играл, где познал первые маленькие победы и огорчения.

В данной игре речь пойдёт о значении своего района. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом, в частности с районом, возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру.

Проблема.

Огромное значение для познавательного, социально – личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, районом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребёнок, с известными людьми, которые выросли и жили в этом городе.

Родители имеют недостаточно знаний о своём городе, не уделяют внимания данной проблеме, считая её неважной дети не владеют достаточной информацией. Не имея достаточного количества знаний трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Данная проблема является актуальной для общества в целом. С этой целью мной была разработана дидактическая игра по краеведению «Мой район».

Игра разработана для детей старшей группы.

Цель: расширить и систематизировать знания детей о родном районе, его объектах: детский сад, школа, станция скорой помощи, магазин, аптека, почта, парикмахерская, перекрёсток. Закрепить знания детей по темам: «Детский сад», «Школа», «Станция скорой помощи», «Магазин», «Аптека» «Почта», «Парикмахерская», «Перекрёсток», "Пожарная часть". Активизировать словарь. Учить отвечать на вопросы полным предложением. Развивать умение ориентироваться в своём районе, связную речь, память, мышление, внимание. Воспитывать уважительное отношение и любовь к малой Родине.

Материал: игровое поле с изображением значимых объектов района (детский сад, школа, станция скорой помощи, магазин, аптека, почта, парикмахерская, объёмный дом, карточки с вопросами по темам: «Детский сад», «Школа», «Станция скорой помощи», «Магазин», «Аптека», «Почта», «Парикмахерская», «Перекрёсток», "Пожарная часть" (карточки отличаются между собой цветом кругов, наклеенных на них). Цвет кругов на карточках соответствует цвету дорожек, ведущих к определённому объекту, кубик, фишки.

Материал, из которого выполнена игра: ватман, цветная бумага, картон, фотографии района.

Предварительная работа. Воспитатель вместе с детьми рассматривает игровое поле с фотографиями объектов района. Проводиться краткая беседа.

Описание игры. В игре принимают участие педагог и дети от 2 до 5 человек.

С помощью вопросов или считалки определяется очерёдность участников.

Передвигаться можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их выпадет на кубике.

Для того, чтобы передвинуть фишку, нужно ответить на вопрос (вопрос написан на карточках).

Игрок берёт карточку с таким же цветом круга, как и дорожка, на которой находится фишка, с обратной стороны написан вопрос.

Если участник не отвечает на вопрос, то пропускает ход.

Если фишка попадает на объект, игрок должен составить небольшой рассказ о данном объекте.

Выигрывает тот, кто первым дойдёт до финиша (вернёт фишку в дом).

Вопросы для карточек.

Вопросы по теме "Детский сад":

Угадай, куда ведут

Малышей с утра?

Тут и завтрак, и уют,

Няня, медсестра. (Детский сад)

Назови адрес детского сада.

Для чего нужен детский сад?

Что дети делают в детском саду?

Как называется твоя группа?

На каком этаже находиться твоя группа?

Какие помещения есть в детском саду? (Группы, музыкальный зал, спортивный зал, прачка, кабинет медсестры.)

Кто работает в детском саду? (Воспитатели, помощники воспитателей, заведующий, медсестра, музыкальный работник, физрук, повара, сторожа, прачка, завхоз)

Как зовут твоих воспитателей?

Что делает воспитатель? (Занимается с детьми, играет, читает.)

Что тебе нравиться в детском саду?

Что тебе не нравиться в детском саду?

С зорьки ясной до темна

В нашем садике она.

Кто обед нам принесёт

И посуду уберёт?

Вы, конечно, помогаете,

На столы вы накрываете.

И учит не крошить,

И песка не наносить.

О ком это стихотворение? (О помощнике воспитателя)

Детский сад, весёлый, славный!

Ну, а кто здесь самый главный?

В кабинете кто сидит?

Всеми, кто руководит? (Заведующий)

Добрый доктор Айболит

На посту с утра сидит,

Он и справки раздаёт,

И на пищеблок зайдёт,

И поставит в срок прививки,

И домой больных отправит.

О ком это стихотворение? (О медсестре)

Что делает медсестра? (Следит за здоровьем детей)

Что делают повара? (Повара готовят детям вкусную еду)

В большом красивом зале

Играет на фортепиано,

Учит петь и танцевать,

В игры музыкальные играть.

О ком это стихотворение? (О музыкальном работнике)

Составь небольшой рассказ о детском садике.

Вопросы по теме "Школа":

Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (Школа)

Для чего дети ходят в школу?

Чем отличается детский сад от школы? (в детском саду - воспитатель, а в школе - учитель, в детском саду - занятия, а в школе - урок, в детском саду - группа, а в школе - класс.)

Первокласснику семь лет.

За плечами ранец,

А в руках большой букет,

На щеках румянец.

Как называют детей, которые ходят в школу? (Школьники)

Каким должен быть ученик? (Добрым, любознательным, прилежным, отзывчивым, вежливым, усидчивым.)

Прозвенел звонок,

Начался. (урок)

Как называется специальная одежда для учеников? (Школьная форма)

Сумка для ученика - это. (портфель, ранец)

Для чего нужна перемена? (Перемена нужна для того, чтобы дети отдохнули и приготовились к следующему уроку)

Как назвать одним словом: карандаш, резинка, пенал, книга, тетрадь? (Школьные принадлежности)

Из перечисленных предметов назови лишний. Скажи, почему ты так думаешь?

Букварь, ручка, машинка, тетрадь. (Машинка - это игрушка, а остальные предметы - это школьные принадлежности)

В чудесном домике живут

Весёлые друзья.

Их все по имени зовут

от буквы А до Я.

И ты, коль с ними не знаком,

Стучись быстрее в дружный дом! (Букварь)

Доскажи словечко.

На математике считают,

На перемене. (отдыхают)

Доскажи словечко.

Если хочешь отвечать,

Надо руку. (поднимать)

Доскажи словечко.

В школе дружно мы всегда скажем двойкам только. (нет).

А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы. (да).

Составь небольшой рассказ о школе.

Вопросы по теме "Станция скорой помощи":

Если кто -то заболел,

Срочно нас зовёт на помощь, -

Набери скорей ноль - три.

И приедет. (Скорая помощь)

И в ясны день, и даже в полночь

Всегда спешит к больным на помощь.

Дорогу ей все уступают

И с уважением пропускают. (Скорая помощь)

Опиши машину скорой помощи. (Машина скорой помощи белого цвета с красной полосой и красным крестом, у неё есть сирена)

Вам нужно вызвать скорую помощь. Вы позвонили, что нужно сказать? (Нужно назвать причину вызова (кто заболел и что болит) и адрес)

В этом домике врачи

Ждут людей, чтоб их лечить.

Всем они помочь готовы-

Отпускают лишь здоровых. (Больница)

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор)

Я хочу в халате белом,

Занимаются важным делом.

Не болели, чтобы детки,

Им даю глотать таблетки. (Врач, доктор)

Каких врачей - специалистов ты знаешь? (Окулист, педиатр, ЛОР, хирург.)

Каким должен быть врач? Что он должен уметь? (Добрым, внимательным, умным, смелым, много знать, ничего не забывать)

Что нужно врачу для работы? (Вата, бинт, шприц, термометр, таблетки.)

Кто такой пациент? (Человек, которого лечит врач)

Составь небольшой рассказ о станции скорой помощи.

Вопросы по теме "Магазин":

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, -

Сумку мы с тобой берём,

И на улицу идём,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в. (магазин)

Что такое магазин? (Магазин - специально оборудованное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям)

Названия каких магазинов вы знаете?

Как надо детям вести себя в магазине? (Ничего не трогать руками, не баловаться.)

Где в магазине расплачиваются за покупку? (На кассе)

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает. (Продавец)

Каким должен быть продавец? (Внимательным, вежливым, честным.)

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт. (Кассир)

Кто такой кассир? (Кассир - это продавец, но он не ходит по торговым залам. Его место за кассой, он "Пробивает" чек и берёт с покупателя деньги за товар)

Кроме продавцов, кто ещё работает в магазине? (Уборщица, водитель, грузчик, директор магазина)

Как называют тех, кто покупает товары? (Покупатели)

Что такое товар? Товар - любой продукт, который произвели для продажи)

Что мы можем купить в продуктовом магазине? (Продукты)

Что такое ассортимент? (Ассортимент - это выбор товара, перечень различных видов товара)

Составь небольшой рассказ о магазине.

Вопросы по теме "Перекрёсток":

Это место пересечения,

Для дальнейшего движения.

Примыкания дорог,

Чтобы ты проехать мог.

Или может разветвленье

Посмотри, без промедления. (Перекрёсток)

Регулировщик - машин руководитель.

Там, где он, легко и просто,

Он для всех - путеводитель.

Работает, где сложный. (Перекрёсток)

Командуя жезлом, он всех направляет,

И всем перекрёстком один управляет.

Он словно волшебник, машин дрессировщик,

А имя ему -. (Регулировщик)

Для чего нужен светофор? (Светофор регулирует движение)

Какой свет нам говорит:

"Проходите - путь открыт" (Зелёный)

Какой свет нам говорит:

"Вы постойте - путь закрыт!" (Красный)

Если для машин горит зелёный свет, то какой горит для тебя? (Красный)

Это место каждый знает -

Здесь люди ходят и гуляют.

Только это не бульвар -

Это просто. (Тротуар)

Всем знакомые полоски,

Знают дети, знает взрослый.

На ту сторону ведёт

Пешеходный. (Переход)

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь. (Светофор)

Какое животное помогает нам переходить улицу? (Зебра)

Как нужно вести себя, если ты переходишь проезжую часть?

Как правильно перейти перекрёсток, на котором нет светофора? (Остановиться на краю тротуара. Посмотреть налево и назад, чтобы увидеть поворачивающее транспортное средство, направо, затем снова налево. Если нет транспортных средств, совершить переход, контролируя движение транспорта с обеих сторон.

Как правильно переходить перекрёсток, на котором есть светофор? (Остановиться на краю тротуара. Посмотреть на светофор на противоположной стороне дороги. Дождаться разрешающего сигнала светофора. Убедиться в остановке транспортных средств. Посмотреть налево и назад, чтобы увидеть поворачивающее транспортное средство, направо, затем снова налево. Совершить переход, контролируя движение транспорта с обеих сторон.

Составь небольшой рассказ о перекрёстке.

Вопросы по теме "Аптека":

Если плохо человеку -

Мы торопимся в. (аптеку)

Продавцы в её отделах

За стеклом в халатах белых,

Заболевшие всегда

От врача идут сюда. (Аптека)

Для чего нужна аптека? (Чтобы продавать/покупать лекарства)

Кто работает в аптеке? (Аптекарь)

Здесь особенное царство:

В нём живут лекарства,

Мимо ваты, йода, шприцев

Коли мама ходит, как царица.

Кем работает мама Василисы? (Аптекарь, провизор, фармацевт)

Важна ли профессия аптекаря? Почему? (Важна, потому что аптекарь помогает заболевшим людям выбрать нужное лекарство или посоветовать какие - то витамины, или приготовить лекарство по рецепту врача)

Каким должен быть аптекарь? (Внимательным, вежливым, грамотным, образованным.)

Какая одежда у аптекаря? (Специальная одежда: белый халат)

Как назвать человека, который пришёл в аптеку за лекарством? (Покупатель)

Там лежат на полках вряд

Не зефир, не шоколад,

Не печенье, не конфетки,

А различные. (таблетки).

Названия каких лекарств ты знаешь?

В овощах и фруктах есть.

Детям нужно много есть.

Есть ещё таблетки

Вкусом как конфетки.

Принимают для здоровья

Их холодною порою.

Для Дашули и Полины

Что полезно? -. (Витамины)

Что, кроме лекарств и таблеток, можно купить в аптеке? (Бинты, вату, градусники.)

Нужно ли покупать лекарства без назначения врача? Почему? (Нет. Можно не вылечиться, а навредить своему здоровью)

Для чего нужен термометр? (Измерять температуру)

Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать правила гигиены, кушать фрукты, овощи.)

Составь небольшой рассказ об аптеке.

Вопросы по теме "Парикмахерская":

Ножницы, шампунь, расчёска,

Всем я делаю причёски,

Стригу и взрослых, и детей.

Отгадай меня скорей! (Парикмахер)

Как называется профессия человека, который подстригает, делает причёски? (Парикмахер)

Что такое парикмахерская? (Это место, где человек может подстричься, сделать причёску, покрасить волосы)

Нужна ли профессия парикмахер? Почему?

Каким должен быть парикмахер? (Внимательным, добрым, вежливым.)

Что делает парикмахер? (Подстригает волосы, делает причёски, красит волосы)

Что нужно парикмахеру для работы? (Ножницы, расчёска, фен, полотенца.)

Какая одежда у парикмахера? (Спецодежда)

Тебе нужно подстричься, ты пришёл в парикмахерскую, твои действия (Что ты скажешь)

Скажи: причёска может быть какая? (Красивая, аккуратная, модная, стильная.)

В женском зале кого подстригают? (Женщин)

В мужском зале кого подстригают? (Мужчин)

Ножницы, фен, нож, расчёска - что лишнее? Почему?

Что одевает парикмахер человеку, которого стрижёт? Зачем? (Накидку)

Послушай легенду.

В одном городе было две парикмахерских, в одной всё блестело, и сам парикмахер был гладко выбрит с отличной причёской, а в другой парикмахерской было грязно и не уютно, и сам парикмахер ходил "лесенкой" подстриженный. К одному парикмахеру ходили толпы народа, а к другому ходили редкие случайные посетители. Объясни, почему у парикмахеров было разное количество посетителей?

Составь небольшой рассказ о парикмахерской.

Вопросы по теме "Пожарная часть":

С огнём бороться мы должны.

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? (Пожарные)

Смел огонь, они смелее,

Он силён, они сильнее,

Их огнём не испугать,

Им к огню не привыкать! (Пожарные)

Победит огонь коварный

Тот, кого зовут. (пожарные)

По какому номеру нужно звонить при пожаре? (По номеру 01)

В чём заключается работа пожарных? (Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но и их предупреждением)

Каким должен быть пожарный? (Храбрым, выносливым, ловким, сильным, дисциплинированным, внимательным, быстро принимать решения)

Беда! Беда! Беда!

Бегите все скорей сюда!

Кругом и огонь, и дым, и угар.

В соседней квартире случился. (пожар)

Чем тушат пожарные огонь? (Заливают водой из специальных шлангов - рукавов специальной пеной (огнетушители)

Загудела, прилетела

И взялась скорей за дело.

Поливала, поливала.

Всё! Опасность миновала. (Пожарная машина)

Какого цвета пожарная машина? Почему? (Пожарная машина красного цвета. Её все узнают и пропускают)

У машины синий глаз

Вдруг включился ярко.

Как заревёт, завизжит,

Пропустить вперёд велит.

Кто б из вас сейчас сказал,

Как зовётся тот сигнал? (Сирена)

Для чего пожарной машине сирена? (Когда едет пожарная машина, то все другие машины уступают ей дорогу, услышав звук пожарной сирены)

Из - за чего может случиться пожар? (Из - за невнимательности людей, из - за неосторожные обращения с огнём)

В мире есть она повсюду,

Без неё так трудно люду!

С огнём справиться всегда.

Друзья, что это? (Вода)

Она о тесный домик свой

Лишь почесалась головой.

И сразу - словно не жила -

Сгорела, бедная, дотла. (Спичка)

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова,

Может час, а может два.

Ты его рукой не тронь:

Искусает всю ладонь. (Огонь)

Как ты понимаешь пословицу: "ОТ искры пожар рождается".

Как ты понимаешь пословицу: "Маленькая спичка сжигает большой лес".

Как ты понимаешь выражение: "Спички детям не игрушка".

Составь небольшой рассказ о пожарной части.

Вопросы по теме "Мой район":

Как называется город, в котором ты живёшь? (Нижний Новгород)

Нижний Новгород какой? (Красивый, чистый, ухоженный, современный.)

Какие интересные места ты посетил в Нижнем Новгороде? (Краеведческий музей, цирк, кукольный театр, Кремль.)

Люди, которые живут в Нижнем Новгороде, они кто? (Нижегородцы)

Как называется твой район? (Нижегородский)

Нравится ли тебе район, в котором ты живёшь? Чем он тебе нравиться?

Что есть в твоём районе? (Детский сад, школа, аптека.)

Как называется улица, на которой ты живёшь?

Назови свой адрес.

Опиши свой двор.

Дом, в котором ты живёшь, он какой? (Многоэтажный - одноэтажный, большой - маленький.)

Где ты больше всего любишь гулять?

Настольная игра «111 вопросов для знатоков краеведения ЯНАО» предназначена для учащихся 3-4 классов, изучающих литературное краеведение, увлекающихся историей и культурой родного края.

Игра может проводиться как в рамках учебного процесса, так и во внеклассной и внеурочной деятельности.

Материал может быть использован учителями начальных классов, воспитателями ГПД, руководителями кружков по краеведению, родителями обучающихся и детьми.

Цель игры: расширить и обогатить знания школьников о родном крае, прививать любовь и уважение к истории и культуре коренных народов Севера, воспитывать чувство гордости за свою малую родину - Ямал.

Задачи :

· Привлечение внимания школьников к истории округа); вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность по краеведению.

· Ознакомление с обычаями и традициями коренных жителей Ямала.

· Воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к малой Родине, её народу.

· Выявление эрудированных и наиболее подготовленных учащихся в области краеведения.

Дорогой друг!

Ты держишь в руках настольную игру «111 вопросов для знатоков краеведения». Мы предлагаем тебе отправиться в путешествие по Ямалу. Вспомнить обычаи и традиции коренных жителей, разгадать северные загадки, приобщиться к мудрости скромного и работящего народа.

Во время игры вы побываете в стойбище оленеводов, погостите в чуме, обогатите знания об основных занятиях коренных жителей ЯНАО (оленеводстве, рыболовстве, охоте, рукоделие). Узнаете о самобытности и разнообразии ненецких колыбельных песен, игр. Убедитесь в бережном отношении к природе жителей тундры, восхититесь разнообразием животного и растительного мира нашего округа.

Надеемся, что игра поможет воспитать чувство уважения к традициям и обычаям народов ЯНАО, повысит чувство ответственности за состояние окружающей среды, разовьёт интерес к изучению родного края.

Игра может проводиться по трем вариантам. Значком * отмечен дополнительный вопрос, вопрос повышенной трудности.

1 вариант . Каждый игрок по очереди кидает кубик и ходит на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. На дорожке есть номера вопросов, на которые надо дать ответ. Вопросы задаёт ведущий и следит за правильностью ответов. При правильном ответе игрок получает 2 балла и продвигается вперёд на 2 кружка. В случае неполного ответа игрок получает 1 балл и продвигается вперёд на 1 кружок. При неправильном ответе игрок остаётся на месте. Побеждает тот, кто первым доберётся до конца пути.

2 вариант. Перед броском кубика игроки (или команда игроков) сами выбирают категорию вопросов. За правильный ответ получают то количество баллов, которое выпало на кубике. Баллы суммируются. Побеждает тот, кто набрал больше баллов.

3 вариант. Вопросы игры могут быть использованы для проведения викторины «Мой северный край». В викторине может одновременно участвовать весь класс, предварительно поделившись на команды. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Тематический блок вопросов

Ямал - России младший брат

В гостях у охотников

В гости, в тундру! (стойбище)

В мире северных загадок

Жилище кочевника

Аптека под ногами

В краю оленьих троп (об оленеводах)

Кто в северном краю живёт

Ямальские мастерицы (рукоделие)

Царство брусники и морошки (ягоды)

Колыбельная для тундровичка

По законам предков (обычаи и традиции)

Игры и игрушки ненецких детей

«Голубое» золото Ямала

Собиратели фольклора

«Войди в природу другом!»

В краю голубых озёр

№ вопросов блока

«Ямал - России младший брат»

Как называется наш округ?

В каком году был создан наш округ?

Как переводится с ненецкого языка слово Ямал?

Как называется столица, главный город нашего края?

Найди на рисунке флаг нашего округа

Что изображено на гербе нашего округа?

Как назывался Салехард до 1933 года

«В гости, в тундру!»

Назовите коренных жителей ЯНАО

Перечислите основные занятия коренных жителей

Как называется временное поселение ненцев-пастухов?

Как называется жилище ненцев?

На сколько человек рассчитан чум кочевника?

Сколько километров в год проезжают оленеводы, следуя за стадом? А) 200 км; Б) 500 км; В) около 1000 км;

Знаете ли вы, что обозначают названия национальностей коренных жителей?

«Жилище кочевников»

Из чего строят чум?

Чем отличается зимний чум от летнего?

Кто занимается сборкой чума?

Сколько требуется времени, чтобы установить чум?

Сколько нужно шестов для установки чума?

Сколько нужно оленьих шкур для покрытия чума?

Что такое в чуме место СИ?

«В краю оленьих троп»

Что служит основным кормом северному оленю?

Почему оленеводы ведут кочевой образ жизни?

Как долго стадо может находиться на одном пастбище?

Какую пользу приносит оленеводство человеку?

Как оленеводы заботятся о стаде?

Кто такой авка?

Назовите любимое лакомство северного оленя?

«Ямальские мастерицы»

Исключи неправильный ответ. О мастерстве хозяйки судят:

А) по умению петь и рассказывать сказки;

Б) по обшивке чума;

В) по одежде детей и мужа

Какие орудия труда нужны мастерице для изготовления традиционной одежды?

С помощью чего украшается одежда ненцев?

Для чего, по мнению жителей тундры, нужен орнамент на одежде?

Как называется мужская национальная одежда ненцев?

Как называется женская национальная одежда ненцев?

«Колыбельная для тундровичка»

Что характерно для ненецкой колыбельной?

А) одна песня пишется для всех детей семьи;

В) колыбельная песня передаётся по наследству.

Меняются ли со временем слова и музыка колыбельной песни?

Каких песен нет в ненецком фольклоре?

Из чего изготавливается люлька для тундровичка?

Для чего центр тяжести ненецкой люльки находится в низу? (По принципу Ванька-встаньки)

Исключите неправильный ответ. К шапке малыша пришивается колокольчик чтобы:

Б) чтобы звон колокольчика отгонял злых духов;

В) чтобы его легко было найти, если он отошёл далеко от чума;

В какие подвижные игры любят играть ненецкие мальчики?

Из чего изготавливается ненецкая кукла?

Какими игрушками играют в чуме?

Назови одну из любимых детских игр, в которую играют вместе девочки и мальчики.

Какие праздники коренных жителей вы знаете?

Как часто ненцы празднуют День рождения?

«Собиратели фольклора»

В какой сказке мать превратилась в птицу, не дождавшись помощи от детей?

Кто такой Менкв или Менкв-ики?

А) добрый волшебник;

Б) ямальский Дед Мороз;

В) великан - людоед.

Продолжи примету.

Звёзды искрятся - становятся яркими к …

Какая из пословиц принадлежит народам Ямала:

Б) Робкого и тень страшит.

В) Волков бояться, в лес не ходить.

Продолжи примету.

Солнце в туманном круге к …

Какая из пословиц не принадлежит народам Ямала:

А) Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

В) Не рыба, не сети, а руки кормят.

«В краю голубых озёр»

Как называется самая большая река нашего округа?

В какое море впадает Обь?

Как называется лодка ненца-рыбака?

Из какого растения вязали сети?

Какие виды рыб водятся в водах нашего округа?

Назови основную заповедь ненцев- рыбаков.

О чём идёт речь? Идёт, идёт, а следов не видать

«В гостях у охотников»

Назовите животных, на которых разрешена промысловая охота в нашем округе?

Какие животные нашего края занесены в Красную книгу ЯНАО?

Почему в народе говорят: «Куда мышь бежит, туда и охотнику поспешить нужно».

Какие заповедники (заказники) расположены на территории ЯНАО?

Защищая хозяина, охотничья собака вступает в смертельную схватку с медведем. Назовите породу этой собаки.

Назовите основную заповедь ненцев- охотников.

Не буквы, а записаны в строчку.

Без языка, а охотнику всё расскажут.

«В мире северных загадок»

В небе порхает, в воде умирает

Без рук, без ног, а дерево гнёт

Пляшет золотистыми столбами,

Плещется искристыми цветами

Над землёю радужное пламя

Олень от них всегда убегает, а они никогда не отстают.

Ног нет, а идёт. Глаз нет, а плачет.

Идёт, идёт, а следа не видно

Лежит на земле белый камушек, а внутри сердечко стучит

«Аптека под ногами»

Назовите лекарственные растения тундры.

Как используют жители тундры целебные свойства багульника?

Из каких растений оленеводы-кочевники готовят витаминный чай?

Почему нельзя растаптывать мухоморы, ведь они ядовитые?

О каком лекарственном растении говориться в загадке: Платье потерялось, а пуговки остались.

Какую из ягод тундры вводят в рацион питания космонавтам?

«Кто в северном краю живёт?»

Летом серая, а зимой белая

Ушки на макушке, хвостик как пушок

Рыжий, симпатичный маленький зверёк.

На тонких ножках под ветром дрожит.

Как только обсохнет, за мамой бежит.

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье?

Она от солнца прячется, а мышки от неё.

Почему волка называют «санитаром» тундры?

На конце белого холма чернеет уголёк

«Царство брусники и морошки»

На кустарнике растёт ягодка лесная,

Ярко-синенький бочок солнцу подставляя.

Какую ягоду называют северным лимоном?

Какая ягода, произрастающая в нашем крае, улучшает зрение?

В тундре - кусточки, на кусточках листочки,

Под листочками ягодки красные блестят

Летом - горька, а в мороз - сладка. Что за ягодка?

Назовите ягоду, варенье из которой называют ямальским мёдом.

«По законам предков»

Какую религию исповедуют ненцы?

Кто такие Нум и Нга?

Кто такие шаманы?

Назовите священное дерево ненцев.

Продолжите ненецкие запреты:

А) Не дразни старого человека -

Б) Не учись сквернословить -

В) Не мучай животного -

Что должен сделать воспитанный человек, выходя из-за стола в чуме?

А) поблагодарить хозяев;

Б) пригласить к себе в гости;

В) предупредить хозяйку, что собирается уходить.

Что такое камлание?

А) вид охоты; Б) обряд шамана;

В) праздничное мероприятие.

«Голубое» золото Ямала»

Природный газ

А) 1972г. Б) 1962г. В) 1982г.

Медвежье

«Войди в природу другом!»

Найди старое кострище.

Блок ответов

№ вопросов блока

«Ямал - России младший брат»

Ямало-Ненецкий автономный округ

А) декабрь 1930 г. Б)ноябрь 1940 г. В) январь 1950 г.

Край Земли

Салехард

Флаг сине-голубого цвета, в нижней части находится бело-сине-красный национальный орнамент

Герб состоит из щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя, на поле щита изображён идущий белый олень.

«В гости, в тундру!»

Ненцы, ханты, селькупы

Оленеводство, рыболовство (рыбодобыча), охота, рукоделие.

Стойбище

В среднем на 20 человек.

В) около1000 км;

Ненец - человек. Ханты - медведь, войско. Селькупы - таёжные люди.

«Жилище кочевников»

Из жердей, выделанных оленьих шкур (нюков), летом вываренной и сшитой между собой корой.

Зимний чум покрывается оленьими шкурами, а летний - вываренной и сшитой между собой корой.

А) мужчины Б) женщины В) пожилые люди

А) 1час, Б) 3 часа В) 40-50 минут

А) 30-50 Б) 10-30 В) до 10

А) 50-60 Б) 60-70 В) 30-40

Место в чуме, где хранятся семейные святыни.

«В краю оленьих троп»

Ягель (олений мох)

Нельзя долго находиться на одном месте, ведь поедание и вытаптывание ягеля может разрушить природную среду

Одна неделя

Из шкур оленя шьётся одежда и обувь, строится жильё. Мясо оленя - полезный пищевой продукт. Олень - надёжный транспорт в тундре.

Следят, чтобы на пастбище хватало корма, защищают от волков, выявляют и лечат больных животных, следят, чтобы олени не отстали и не заблудились.

Прирученный олень

«Ямальские мастерицы»

А) - неправильный ответ

Скребок, колотушка, нож, иглы, напёрсток, ножницы.

Орнамент. Аппликация из меха или цветного сукна. Плетение из бисера.

А) для красоты; Б) для сохранения тепла;

В) чтобы через ворот, рукава, края одежды не проникли злые духи.

Малица, совик

Ягушка, паны

«Колыбельная для тундровичка»

Б) колыбельная сочиняется каждому ребёнку;

Да. Меняется характер малыша, меняется и мотив песни.

А) трудовые; Б) дорожные; В) новогодние; Г) колыбельные.

Из вымоченной коры берёзы, а днище из древесины ели.

Чтобы при опрокидывании с нарт в снег, ребёнок находился в вертикальном положении.

А) чтобы малыш с детства привыкал к музыке;

«Игры и игрушки ненецких детей»

Стрельба из лука. Поймай оленя! Прыжки через нарты.

Клюв гуся, утки, лебедя, кусочки разноцветного сукна, остатки меха

Вывко (пуговица на нити), нэсо (кости).

Девочки изготавливают кукольную семью «Нухуко», а мальчики мастерят «Аргиш» для далёкого кочевья.

День оленевода, день рыбака, дни большой радости (свадьба, встреча с родственниками и друзьями).

Один раз за всю жизнь.

«Собиратели фольклора»

Ненецкая сказка «Кукушка»

В) великан - людоед

К сильным морозам

А) Волка бояться - и от белки бежать.

Б) Без труда, не выловить рыбку из пруда.

«В краю голубых и озёр»

Карское море

Калданка

Кустарник тальник.

Ряпушка, сырок, щёкур, муксун, нельма, чебак, щука.

Не вылавливай всю рыбу из озера - оставь потомкам!

«В гостях у охотников»

Белки, песцы, соболи, лоси.

Стерх (белый журавль), орлан-белохвост, беркут, сокол-сапсан, дикий северный олень, белый медведь.

Песцы питаются мышами. Где мышь, там и песец.

Всего на Ямале 18 заповедников и заказников, ближайший - Надымский государственный природный охотничий заказник.

Не добывай на охоте дичи больше, чем нужно для питания твоей семьи.

«В мире северных загадок»

Северное сияние

«Аптека под ногами»

Багульник, шиповник, рябина, чага - древесный гриб, берёза (почки), брусника, черника, родиола розовая.

Настоем из багульника обрабатывают раны и лечат кашель.

Цветы и листья княженики, иван-чай, листья и плоды брусники, черники, плоды шиповника.

Их употребляют животные для лечения.

«Кто в северном краю живёт?»

Куропатка

Оленёнок

Полярная сова

Охотится на больных, ослабших животных.

«Царство брусники и морошки»

Голубика

Брусника

«По законам предков»

Весь мир заселён духами. Поклонение духам (воды, земли, огня, охоты и т.д.)

Это боги. Нум - создатель всего живого. Нга - владыка подземного мира, охотник за душами людей.

Посредники в общении между людьми и духами.

Лиственница

А) вырастешь глупым.

Б) плохие слова на языке оставляют запах зловонья.

В) тебя могут постигнуть страшные мучения

В) предупредить хозяйку, (чтобы она успела «задержать стол» и гость не унёс бы с собой благополучие этой семьи).

Б) обряд шамана.

«Голубое» золото Ямала»

Природный газ

Природный газ - лучший вид топлива. Он обогревает жилища, помогает готовить обед. Множество машин работает и передвигается с помощью газа. Из природного газа производят: пластмассу, красители, моющие средства и даже лекарства.

А) 1972г. Б) 1962г. В) 1982г.

Медвежье

Медвежье, Юбилейное, Ямсовейское, Харасавэйское, Бованенковское.

Нефть, природный газ, железная руда, марганец, медь, хромит, фосфориты.

«Войди в природу другом!»

А) 2-3 года; Б) 12-13 лет; В) 20-30 лет;

Стерх (белый журавль), выращенный в неволе.

А) 20-30 лет Б) 12-13 лет; В) 2-3 года

Высаживают многолетние травы, производят отвод воды, чтобы место не заболачивалось, убирают территорию.

Найди старое кострище.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лапцуй Л.В. Эдейка. - Свердловск: 1978.

2. Нетребо Л.В. Пангоды. - Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий, 1999.

3. Няруй В., Няруй С, Колыбельная для тундровичка. - Санкт-Петербург: Просвещение, 2001.

4. Окотетто Е.Н. Ненецкие подвижные игры. - Салехард: 1993.

5. Приходько М.С., Приходько О.Б. Хомани. - Санкт-Петербург: издательский дом «Светлячок», 2002.

6. Сусой Е.Г. Из глубины веков. - Тюмень: 1994.

8. Фёдорова Л.В. Литературное краеведение. Программа учебного курса для начальной школы. - Салехард: 2006.

9. Ямальский калейдоскоп/Учебное пособие по литературному краеведению/Автор-составитель Л.В.Фёдорова. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2003. 152 с.