Сайт бесплатных игр

Сайт бесплатных игр

» » Интерактивная карта. Гринпис замерил уровень загрязнения окружающей среды у автодорог в восьми российских городах

Интерактивная карта. Гринпис замерил уровень загрязнения окружающей среды у автодорог в восьми российских городах

Российское отделение Гринпис провело масштабное исследование загрязнения воздуха в крупных городах, в том числе в Петербурге и Москве. Волонтеры выявили зависимость концентрации диоксида азота (токсичного и опасного для здоровья газа) от близости к источникам загрязнения, в первую очередь к крупным автомобильным дорогам.

На основе проведенного исследования Гринпис опубликовал интерактивную карту для восьми городов России. «Бумага» публикует ее и краткое изложение исследования.

Результаты исследования показали, что концентрация диоксида азота (токсичного, опасного для здоровья вещества) зависит от близости к источникам загрязнения, в первую очередь - к дорогам с интенсивным движением автотранспорта.

В половине проб, которые взял Гринпис ближе чем в 20 метрах от автодорог, среднесуточная концентрация диоксида азота превысила российские нормативы (40 мкг/м³). В трети проб, собранных на расстоянии от 20 до 50 метров от автодорог, среднесуточная концентрация составила 30–40 мкг/м³, то есть была близка к тому, чтобы превысить российские нормативы.

В Петербурге волонтеры установили 80 трубок для измерения концентрации диоксида азота. Всего собрано 46 проб. Из них 12 - на расстоянии менее 20 метров от автодорог, восемь из которых показали концентрацию более 40 мкг/м³ (превышает российские нормативы). В исследовании загрязнения воздуха принимала участие «Бумага» , установив некоторые из трубок.

При этом такой же результат зафиксировали три трубки из 21, размещенные на расстоянии более 100 метров от крупных автодорог. Максимальную концентрацию диоксида азота - 57,51 мкг/м³ зафиксировали по адресу Большой Сампсониевский проспект, 98.

В Москве 11 из 17 трубок (на расстоянии менее 20 метров от дорог) выявили превышение нормы концентрации вредного газа. Из 37, размещенных на расстоянии более 100 метров от крупных магистралей, такой результат показали только четыре.

Максимальные концентрации диоксида азота среди всех городов зафиксировали в Москве.

Исследование в том числе подтвердило, что в городах вблизи жилых домов наблюдаются превышения гигиенических норм фоновой концентрации диоксида азота, и это негативно влияет на здоровье жителей.

Волонтеры предложили меньше пользоваться личным транспортом низкого экологического качества, популяризировать общественный транспорт и начать эффективный контроль качества воздуха. Они также призвали Роспотребнадзор информировать людей в онлайн-режиме о загрязнении воздуха, чего ведомство, по их данным, не делает.

Международная экологическая организация "Гринпис" опубликовала данные с карт, подтверждающие сокращение лесного покрова в регионах России. Леса уничтожают из-за строительных работ и под сельхозугодья, а также пожары и вырубки "черных" лесорубов.

Сотрудники Мэрилендского университета опубликовали итоги мониторинга российских лесов на сайте общественной организации "Всемирная лесная вахта". Согласно этим данным, в прошлом году Россия безвозвратно лишилась 5,3 млн гектаров леса. На интерактивной карте экологи отметили красным территорию, на которой за последние 17 лет исчезли леса. Синим на карте помечены участки, где лес был восстановлен.

Экологи продемонстрировали интерактивную карту потерь лесного покрова в стране. - Под потерями в данном случае имеются в виду как необратимые изменения (классическое обезлесенье - сокращение площадей лесов в результате их застройки, расчистки под сельское хозяйство и тому подобные нелесные нужды), так и обратимые - вырубки, гари и тому подобные, после которых со временем происходит восстановление лесного покрова, - поясняют в Гринписе.

В группу наибольшего (чрезвычайного) риска входят Республика Бурятия, Красноярский край, Иркутская и Томская области. Эти четыре сибирских региона можно однозначно считать неблагополучными по потерям лесного покрова (самыми неблагополучными не только в Сибири и на Дальнем Востоке, но и во всей стране), сделали вывод в Гринписе. В группу высокого риска из уральских, сибирских и дальневосточных субъектов РФ входят также Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия), Амурская область, Республика Тыва, Ханты-Мансийский АО и Забайкальский край. «С учётом колоссальных потерь в прошлые десятилетия, которые не отражаются в свежих данных Мэрилендского университета, а также с учетом того, что при современном лесопользовании в них выбираются лучшие леса из оставшихся (по принципу выковыривания изюма из булки) - их уровень риска скорее тоже близок к чрезвычайному», - поясняют экологи. В остальных сибирских и дальневосточных регионах ситуация с современными потерями лесного покрова - разумеется, в среднем по каждому региону - относительно более спокойная. Но это только с современными потерями - а леса многих регионов были предельно разорены и истощены прошлым бесхозяйственным лесопользованием, да и масштабы потерь лесов от пожаров и других непроизводительных факторов с течением времени, к сожалению, растут. В Европейской России масштабы потерь лесного покрова в основном гораздо меньшие, чем в Сибири и на Дальнем Востоке; тем не менее, в некоторых регионах РФ за счёт интенсивного лесопользования, больших площадей санрубок и значительных масштабов расчистки лесов интенсивность изменений вызывает серьёзные опасения. Например, в Московской области она составляет (также в среднем за пять лет) 0,62% в год, а в Ленинградской области - 0,58% в год, сообщает

Летом 2018 года российские волонтеры совместно с организацией Гринпис в рамках проекта #ГринписВоздух провели масштабное исследование локального загрязнения воздуха у автодорог в восьми российских городах: Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Казани, Воронеже и Ростове-на-Дону.

Если вы живете в одном из восьми городов, участвовавших в исследовании, проверить уровень загрязнения воздуха рядом с вашим домом можно на интерактивной карте Гринпис.

Согласно полученным результатам, в половине проб, которые были взяты ближе, чем в 20 метрах от автодорог, среднесуточная концентрация токсичного газа NO2 (диоксид азота) превысила российские нормативы - 40 мкг/м3. В трети проб, собранных на расстоянии от 20 до 50 метров от автодорог, среднесуточная концентрация NO2 была близка к тому, чтобы превысить норму.

«Диоксид азота - токсичный газ, который обладает выраженным раздражающим действием дыхательных путей и общетоксическим действием, что приводит к проблемам со здоровьем. Одним из основных источников загрязнения воздуха диоксидом азота являются транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания - в первую очередь, низкого экологического класса и дизельные», - пояснил эксперт российского отделения Гринпис Василий Яблоков.

Результаты исследования показали, что концентрация диоксида азота, в первую очередь, зависит от близости к дорогам с интенсивным движением.

«Совершенно не важно, в каком населенном пункте вы живете - большом или маленьком. Важно, насколько вы близко находитесь к дороге: в любом городе рядом с дорогой воздух будет грязный, - продолжает Яблоков. - И в Москве, и в Самаре можно найти места с чистым воздухом, удаленные от дорог. Но если в городе появляются проблемы с движением, например, заторы, и город не справляется с количеством автомобилей, это является косвенным признаком проблем с загрязнением воздуха», — объяснил Яблоков.

справка

Исследование проводилось с помощью диффузионных трубок Паласа (на фото), установленных на разном расстоянии от автодорог. Внутри трубки находится вещество, которое вступает в химическую реакцию с диоксидом азота. Через 2-3 недели пробирку закрывают крышкой и отправляют в лабораторию, где смотрят на результаты реакции, вследствие чего выводят среднесуточную концентрацию диоксида азота.

В России загрязнение воздуха каждый год приводит к 80-140 тысячам преждевременных смертей (около 5-7% от общей смертности россиян), отмечают в организации.

«Пока на наших дорогах присутствует такое количество вредного для экологии транспорта, дороги и участки вокруг них будут являться зонами повышенного риска для здоровья», - говорит Яблоков.

В Гринпис считают, что для решения этих проблем, в первую очередь, следует повысить экологический класс автомобилей. Сейчас Россия отстает от европейских стран по введению экологических норм на автотранспорте: если в Европе уже почти приняли стандарт Евро-7, то в России только недавно начал действовать Евро-5.

«Кроме того, необходимо создание ограничительных зон для неэкологичного транспорта. И, конечно же, необходимо отдать приоритет общественному транспорту, пешеходным и велосипедным зонам в городах. Все это будет способствовать сокращению количества поездок на автомобилях, что напрямую повлияет на количество выбросов в атмосферу», - пояснил Яблоков.

При этом, точно сказать, насколько серьезны проблемы с загрязнением воздуха в России, по его словам, трудно, так как должного контроля со стороны властей нет. По закону, информировать людей о загрязнении воздуха обязан Роспотребнадзор, однако в нормативах ведомства не указано, в каком формате и объеме следует это делать. Как отметили в Гринпис, сейчас получить эту информацию очень трудно. Организация написала жалобу в прокуратуру из-за отсутствия ответа в установленный законом срок и запустила , чтобы добиться от ведомства своевременной публикации этих данных в режиме онлайн.

«Источники вредных выбросов в вашем городе могут быть разными: транспорт, свалки, заводы и другие объекты. Но чтобы снизить уровень загрязнения, в любом случае нужна достоверная информация о нем», — заключил эксперт российского отделения Гринпис.