Сайт бесплатных игр

Сайт бесплатных игр

» » КонсультацияДидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе

КонсультацияДидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе

Салыбаева Анжела Рамазановна,

воспитатель,

МБДОУ ЦРР д/с "Танюша"

Сургутского района п. Федоровский

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и с амостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют :
- развитию познавательных и умственных способностей : получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам : сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает: 1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3.Показ игровых действий. 4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием). 5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками ).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись» , «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.
Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Совместная деятельность родителей и педагогов - индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дает более эффективный результат в работе с детьми.
Для развития у детей знаний об окружающем мире, их систематизации, воспитания гуманного отношения к природе использую следующие дидактические игры:

Используемый материал:

Игры с предметами
«Что это такое?»
Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.
Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?
«Кто чем питается?»
Цель. Закреплять представления детей о пище животных.
Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и вспоминают, какое животное питается этой едой.
«Детки на ветке»
Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: "Детки, найдите свои ветки" - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.
«Найди, что покажу»
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
«Что сначала - что потом?»
Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
Игры настольно-печатные
«Это когда?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.
Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.
«Волшебный поезд»
Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.
Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.
Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
«Четыре картинки»
Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.
Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.
Игры словесные
«Когда это бывает?»
Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.
Ход игры.
Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.
«Найди, о чем расскажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

«Отгадай, кто это?»
Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.
Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.
«Когда это бывает?»
Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.
Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.
Подвижные игры
«Что в корзинку мы берем»
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу.
Научить различать плоды по месту их выращивания.
Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Материалы: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Ход игры. У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.
Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.
Вершки – корешки
Дид. задача: учить детей составлять целое из частей.
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Ход игры:вариант1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!», нужно
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Дид. задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: Вариант1.Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д.
Вариант2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
Природа и человек.
Дид. задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Выбери нужное.
Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.
Где снежинки?
Дид. задача: закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Ход игры: вариант 1 . Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Во время движения по кругу произносятся слова:
Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило.
Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать?
С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:
Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода.
Выходите погулять. Где снежинку нам искать?
Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.
Вариант 2. Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.
Вывод делается из ответов на вопросы:
- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).
Прилетели птицы.
Дид. задача: уточнить представление о птицах.
Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать. Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают – .Что не правильно? (мухи)
- А мухи это кто? (насекомые)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают. - прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы: Голуби синицы,
Галки и стрижи, Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки, Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы. Все вы молодцы.
Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.
Когда это бывает?
Дид. задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Весна. На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето. И светла, и широка
Наша тихая река. Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень. Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях. Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, Дождик моросит.
Зима. Под голубыми небесами
Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Дид. задача: уточнить знание детей о времени цветения отдельных растений (например, нарцисс, тюльпан - весной); золотой шар, астры – осенью и т.д.; учить классифицировать по этому признаку, развивать их память, сообразительность.
Материалы: мяч.
Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает мяч, называя при этом время года, когда растет растение: весна, лето, осень. Ребенок называет растение.
Что из чего сделано?
Дид. задача: учить детей определять материал из которого сделан предмет.
Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.
Ход игры: дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
Угадай - ка.
Дид. задача: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке; уточнить знание детей о ягодах.
Материалы: картинки на каждого ребенка с изображение ягод. Книга загадок.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
Съедобное – несъедобное.
Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинки.
Расположи планеты правильно.
Дид. задача: закрепить знания об основных планетах.
Материалы: пояс с пришитыми лучиками – лентами разной длины (9 штук). Шапочки с изображением планет.
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья.

Какая у нас самая жаркая планета, где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу).
А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечным луч не достал.
-Что это за планета? (Плутон, потому что находится дальше всех планет от солнца и меньше всех планет по размеру).
Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9.
А это планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета … (все: Земля)
-На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от солнца находится наша планета? (На 3-ем).
Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3.
К планете Земля две планеты близки.
Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).
Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно 2-ую и 4-ую орбиты.
А это планета гордится собой
Поскольку считается самой большой.
-Что это за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита №5).
Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место №5.
Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличалась она. (Сатурн)
Ребенок – «Сатурн» занимает орбиту №6.
А что за планеты зеленого цвета? (Уран)
Ребенок в соответствующей шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8.
Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».
Кружится хоровод планет. У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен. Но только на Земле мир жизнью заселен.
Полезные – неполезные.
Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Материалы: карточки с изображением продуктов.
Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.
Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

Используемая литература:

А.И. Сорокина «Дидактическая игра в детском саду».

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002253, штрих код (№ квитанции) 62502669050070 Дата отправки 12 декабря 2013 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Дидактические игры (ДИ) являются одним из часто используемых методов образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Обучение в процессе идеально соответствует психологическим и физиологическим особенностям детей дошкольного возраста. Именно этот период времени считается идеальным для развития памяти, речи, мышления, воображения, а также расширения кругозора. Благодаря дидактическим играм можно активизировать и разнообразить образовательное воздействие на ребенка. При этом организация и проведение заданий имеет ряд особенностей, которые обязательно нужно учитывать, чтобы добиться максимальных результатов.

Значение дидактических игр в старшей группе детского сада

ДИ используются в целях обучения и воспитания детей. С их помощью решаются конкретные задачи обучения, а также воспитываются и развиваются определенные навыки.

ДИ в старшей группе

Цель и задачи дидактической игры в старшей группе ДОУ

Сделать процесс обучения интересным, простым и не вызывающим утомления - это основная цель таких занятий. Задачи дидактической игры для старшей группы ДОУ разнообразны. Они в первую очередь зависят от требований программы и образовательной области, а также от того, как дети воспринимают материал.

Если воспитанники быстро овладевают знаниями и успешно осваивают материал, то при повторе задачи расширяются.

Обратите внимание! В противном случае, если дети плохо осваивают материал, то игровой процесс проводится с теми же программными задачами, а их содержание изменяется.

Задачи ДИ неразрывно связаны с темой. Весь материал подразделяется на тематические блоки. Над одной темой работа проводится на протяжении от нескольких недель до одного месяца. Поэтому за один год с детьми проводится много обучающих занятий различной тематики и выполняется весь объем предусмотренных программой задач.

Подготовка к проведению ДИ

Структура занятий:

  1. В первую очередь определяется дидактическая задача, которая подается в виде игрового задания и ставится воспитателем.
  2. Определяются игровые действия. Старшая группа детского сада может уже самостоятельно определять их круг.
  3. Устанавливаются правила. Чаще всего их устанавливает воспитатель, но если воспитанники придумали свои, то педагог их может принять.
  4. Определяется результат игры.

Все дидактические игры включают в себя основные этапы:

  • сообщается тема и содержание;
  • участники знакомятся с игровым материалом;
  • проводится ознакомление с правилами;
  • выполняются игровые действия;
  • подводятся итоги.

Обратите внимание! Если у ребенка что-то в игре не получилось, то после подведения итогов воспитатель может продолжить личное обсуждение и разбор ошибок в каждом конкретном случае.

В завершение воспитатель обязательно мотивирует воспитанников на достижение успехов в будущем.

Роль педагога в организации занятий

В процессе организации и проведения дидактических игр именно педагог должен руководить всем процессом. Он обязан обеспечить непосредственное и активное участие каждого ребенка.

Роль воспитателя в организации ДИ

Воспитатель должен продумать и организовать весь процесс так, чтобы гарантировать связь игры с обучением и другими видами деятельности воспитанников. Создать условия так, чтобы процесс превратился в самостоятельную деятельность детей.

Обратите внимание! Воспитателю нужно заинтересовать детей играми. Этого можно добиться только при наличии в достаточном количестве дидактического материала и игрушек. По завершению игры педагог обязательно должен дать не только беспристрастную, но и доброжелательную оценку.

Как проводятся дидактические игры в старшей группе

В старшей группе проведение дидактической игры приведет к ожидаемым результатам только в том случае, если будут учтены все требования ФГОС и образовательных программ. Руководствуясь всеми этими документами, воспитатель должен быть убежден, что процесс принесет полезность детям. При этом развивающее занятие должно не только стать формой усвоения определенных умений и знаний, но и способствовать общему развитию детей.

Развивающая и познавательная ценность игры

Когда речь идет о старших дошкольниках, во время обучающего процесса воспитатель должен не только давать детям готовую информацию, но и постепенно ее усложнять, пробуждая в них стремление узнавать новое и стимулировать их познавательную активность.

Ценности дидактической игры

Важно! Чтобы детям было интересно, в игре должна присутствовать загадка, тайна, которую ребятам в итоге придется разгадать.

Наглядные приемы

Если в обучающей игре воспитатель использует наглядные пособия, то ему обязательно надо обращать внимание на следующие нюансы:

  • Материал должен подбираться с учетом его реалистичности и научности. Когда речь идет о предметах, профессиях или явлениях, их изображение должно подаваться максимально реалистично.
  • Неуместно использовать в игре сказочных и персонажей мультфильмов.
  • Не рекомендуется излишне перегружать процесс занятий материалом. Надо ставить дошкольника в ситуации, когда ему приходится думать и принимать решения, не опираясь на наглядность.

Степень самостоятельности воспитанников

С каждым годом доля детской самостоятельности в дидактических играх стремительно растет. В самом начале воспитатель должен удостовериться, что воспитанники поняли правила, и только после этого предлагать им играть самостоятельно.

Если в процессе дети сами создают свои правила на основе имеющихся, то педагогу следует поощрять такую деятельность, так как в большинстве случаев такое проявление является достойным внимания и развития.

Соответствие игры возрасту детей

Дети старшей группы детского сада по сравнению с младшими более внимательные и усидчивые. Они уже способны размышлять, опираясь на свой опыт, рассуждать и обдумывать собственные действия. Поэтому содержание и тематики занятий для развития существенно расширяются.

Обратите внимание! Интересны старшим дошкольникам и соответствуют им по возрасту игровые процессы, в которых требуется прикладывать установленные усилия. Они формируют в детях целеустремленность и уверенность в себе.

Виды дидактических игр в старшей группе детского сада

Дидактические игры в старшей группе подразделяются на несколько разновидностей.

Виды дидактических игр

Их отличают по следующим критериям:

  • обучающему содержанию;
  • познавательной деятельности;
  • игровым действиям и правилам;
  • организации детей;
  • роли преподавателя.

Перечисленные отличия присущи всем дидактическим играм, но выступают они в одних отчетливее, нежели в других. Также игры классифицируют:

  • по сенсорному воспитанию;
  • по ознакомлению с природой и окружающим миром;
  • по формированию математических представлений;
  • словесные;
  • музыкальные;
  • по подготовке к обучению грамоте;
  • изобразительные;
  • с дидактическими игрушками;
  • псевдосюжетные;
  • настольно-печатные.

По виду деятельности игровые процессы бывают такими:

  • путешествия;
  • поручения;
  • предложения;
  • загадки;
  • беседы или диалоги.

Обратите внимание! На этом классификация не заканчивается. Весь спектр возможных игровых методик огромен. Но как показывает практика, чаще всего применяются именно перечисленные выше.

Картотека ДИ

Примеры дидактических игр в старшей группе

Все дидактические игровые процессы специально разработаны педагогами для обучения детей. Основной целью является совмещение приятного с полезным. Ребенок, играя, обучается и развивает определенные навыки. Сейчас можно найти огромное количество дидактических интернете. Их можно распечатать и предложить детям.

Самыми распространенными из них являются следующие:

  1. «Хорошо или плохо» - суть заключается в том, что воспроизводится несколько жизненных ситуаций, и ребенок должен высказать свое мнение и отношение. Развивает речь, внимание и память.
  2. «Времена года» - на 4 картинках изображены времена года. Также имеются разрезанные карточки с их приметами. Ребенок в процессе должен определить правильно приметы зимы, весны, лета и осени, а также разложить карточки по местам.
  3. «Учим месяцы года» - ребенок должен знать, в какой последовательности распределяются месяцы в году, и уметь определять, например, что после декабря идет январь, а после февраля - март.
  4. «Поиск предметов на картинке» - помогает развивать детскую память, играя.

Обратите внимание! Дидактическая игра для воспитателя является одним из наиболее результативных методов достижения образовательных целей.

Дети старшей группы с удовольствием выполняют поставленные задачи в процессе, развивая при этом определенные навыки и умения для последующей социализации.

Гермогенова Анастасия
Картотека дидактических игр в детском саду

Картотека дидактических игр для детей старшей группы

Выполнила : Гермогенова А. Г. – воспитатель МБДОУ ДСКВ «Сардана»

Дидактическая игра

Карточка № 1

Игры с предметами.

«Чудесный мешочек»

Цель : Развивать осязательное восприятие, учить выделять признаки предмета по структуре, поверхности, группировать предметы по материалу, из которого они сделаны. (металл, дерево, пластмасса) . Активизировать словарь; воспитывать наблюдательность, умение чётко выполнять правила игры.

Игровое правило : Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала, что и предмет.

Игровые действия : Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование «чудесного мешочка» .

Пособия и материалы : Чудесный мешочек, предметы, сделанные из разного материала.

Правила игры : Нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нём так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его.

Дидактическая игра

Карточка № 2

Игры с предметами.

«Кто что слышит?»

Цель : Развивать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит) ;

Развивать сообразительность, выдержку.

Игровое правило : Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издаёт.

Игровые действия : Оперировать звучащими предметами.

Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы звучат.

Пособия и материалы : Предметы, издающие звуки : колокольчик, книга, дудочка, ножницы, вода.

Правила игры : За ширму приглашается ребенок, который играет на дудочке или шуршит книгой и т. п. Дети, услышав звук, отгадывают, что звучало, а тот, кто играл, выходит из – за ширмы с звучащим предметом в руках.

Дидактическая игра

Карточка № 3

Игры с предметами.

«Угадай, что изменилось?»

Цель : Выработать навык в определении пространственного расположения предмета : справа, слева, спереди, сзади, сбоку, около и др. ;

Развивать наблюдательность, активное запоминание, речь и активизировать словарь.

Игровое правило : Изменение в расположении предметов называют только те дети, на кого укажет Петрушка.

Игровые действия : За ширмой переставляют предметы так, чтобы дети не видели. С использованием кукольного персонажа дети отгадывают перестановки.

Пособия и материалы : Петрушка или кукла, разные игрушки и предметы.

Правила игры : Игру можно проводить в том случае, если у детей имеются определенные знания и умения в пространственной ориентации.

Дидактическая игра

Карточка № 4

Игры с предметами.

«Магазин»

Цель : Учить устанавливать величинные отношения множеств, использовать в речи слова. Обозначающие величину предметов. Выполнять движения по их словесному обозначению. Продолжать учить ребенка рассуждать; развивать внимание.

Игровое правило : Дети выполняют только те действия, о которых говорит педагог.

Игровые действия : В игре следует использовать только настоящие продукты (не муляжи, чтобы дети почувствовали «лёгкое» и «тяжёлое» .

Пособия и материалы : Хозяйственная сумка, продукты.

Правила игры : Дети вместе с педагогом идут в «магазин» и словами обозначают, то, что они купили.

Пример : Я купила в овощном магазине помидор, огурец и положила овощи в сумку. Моя сумка стала тяжелая, я пришла домой, выложила из тяжёлой сумки овощи и моя сумка стала лёгкая.

Дидактическая игра

Карточка № 5

Настольно – печатная игра.

«Парные картинки »

Цель : Развивать умение находить в предметах, изображенных на картинках сходство и различие ; активизировать словарь : похожие, разные, одинаковые; Развивать наблюдательность.

Игровые правила : Отбирать следует только одинаковые картинки ; выигрывает тот, кто не ошибётся ни разу.

Игровые действия : Поиск одинаковых картинок .

Пособия и материалы : Предметные картинки (10-12 шт., все они разные, но среди них есть 2 одинаковые.

Ход игры : Педагог просит ког либо из ребят найти и показать одинаковые картинки и показать их всем детям. Парные картинки откладываются в сторону. Затем педагог перемешивает все картинки (они должны быть перевёрнуты) и незаметно подкладывает ещё 1 парную картинку . Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди картинок могут быть очень похожие, но не одинаковые, например : чашки, одинаковые по цвету, но другая без ручки. Дети рассказывают о предметах, отмечают, в чём они схожи, а чем отличаются.

Дидактическая игра

Карточка № 6

Настольно – печатная игра.

«Что лишнее?»

Цель : Учить замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.

Игровые правила : Закрывать картонкой только лишнюю картинку . Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет.

Игровые действия : Находить и закрывать изображение ненужных предметов.

Пособия и материалы : Карточки с профессиями , предметные картинки с орудиями труда .

Ход игры : В больших квадратах люди разных профессий, в клеточках необходимые им для работы предметы и орудия труда, среди них, те которые им не нужны. Ребёнок должен заметить и закрыть картонокой , листком ненужный предмет.

Дидактическая игра

Карточка № 7

Настольно – печатная игра.

«Когда это бывает?»

Цель : Закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток : утро, день, вечер, ночь.

Игровые правила : По слову, которое произносит педагог, показывать карточку и объяснять , почему он её поднял.

Игровые действия : Поиск нужной картинки .

Пособия и материалы : Сюжетные картинки , отражающие жизнь детей в детском саду : утренняя гимнастика, завтрак и т. п. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок .

Ход игры : Дети выбирают себе по картинке , на слово «утро» , должны поднять и объяснить, почему он её поднял.

Дидактическая игра

Карточка № 8

Настольно – печатная игра.

«Домино»

Цель : Закреплять знания о домашних и диких животных, отмечать особенности животных, продолжать воспитывать умение играть вместе, подчиняться правилами игры.

Игровые правила : Выигрывает тот, кто первый закончит подбор картинок , положит их по правилу : собака к собаке, медведь к медведю – и ни разу не ошибиться.

Игровые действия : Поиск нужных картинок , соблюдение очередности.

Пособия и материалы : Настольная игра «Домино»

Ход игры : Играют 4 – 6 детей, кто первый положит последнюю карточку , тот и побеждает.

Дидактическая игра

Карточка № 9

Словесная игра.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Цель : Учить называть действие словом; правильно употреблять форму глаголов (время, лицо) ; развивать творческое воображение, сообразительность.

Игровые правила : Все дети должны правильно изображать предложенное действие, чтобы можно было отгадать его и назвать.

Игровые действия : Имитация движений, отгадывание; выбор водящего.

Пособия и материалы : (нет)

Ход игры : Выбирают ведущего, он выходит, остальные договариваются, что они будут изображать действием, водящий должен отгадать, что за действие выполнили дети.

Дидактическая игра

Карточка № 10

Словесная игра.

«Так бывает или нет» .

Цель : Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровые правила : Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Игровые действия : Отгадывание небылиц.

Пособия и материалы : (нет)

Ход игры : Педагог может рассказать, что - нибудь неправильное, например : «Летом, когда солнце светит ярко, мы вышли и слепили из снега снеговика» .

Дидактическая игра

Карточка № 11

Словесная игра.

«Добавь слово»

Цель : Упражнять в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать ориентацию в пространстве.

Игровые правила : Отвечает только тот, кому педагог бросит мяч.

Игровые действия : Дети ищут правильные слова, обозначающие разные расположения предметов в пространстве. Тот, кто поймал мяч, должен быстро дополнить предложение нужным словом.

Пособия и материалы :

Ход игры : Дети стоят по кругу, педагог бросает мяч ребёнку и спрашивает, где стоит стол? Или шкаф? ребенок поймавший мяч, отвечает : Стол стоит позади меня.

Дидактическая игра

Карточка № 12

Словесная игра

Дидактическая игра «Найди ошибку» .

Цели : учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например : «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают : «Нет» . А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Любовь Максимова

Мастерская педагога - профессионала.

В дошкольном возрасте именно игра способствует разностороннему развитию ребенка. Игра для детей - учеба, игра для них - труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материалов, пространственные отношения. В игре ребенок получает первый опыт коллективного мышления. Очень люблю играть с детьми в игры , особенно в дидактические . За время работы в дошкольном учреждении изготовила и провела много дидактических игр .

№1. Дидактическая игра "Зайчики и домики"

Цель : закрепить знание основных цветов : красный, синий, желтый, зеленый.

Ход игры : Перед детьми лежат 4 домика разного цвета. У детей - по 4 зайчика такого же цвета. Воспитатель предлагает детям спрятать зайчиков в домики, так как они очень боятся волка, но не знают, какого цвета их домик.

№2. Дидактическая игра "Бабочки и цветы"

Цель : формировать у детей умение сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство 2 -х множеств, активизировать слова "столько-сколько", "поровну", "одинаково".

Материал : вырезанные из цветной бумаги бабочки и цветы по количеству детей.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям превратиться в бабочек (раздает бабочек) . Бабочки летают по полянке. По сигналу "Бабочки, летите на цветочек!"- летят на цветочек (разложены на полу) в домик. Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать?

2 вариант : работа с карточками за столом.

№3. Дидактическая игра "Укрась коврик"

Цель : развивать умение детей сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Ход : Воспитатель : "Дети, к нам в гости пришла зайчиха. Она хочет подарить своим зайчатам красивые коврики, но не успела их украсить. Давайте поможем ей. Чем мы их будем украшать? (кругами, треугольниками) . Какого цвета? Круги одинаковые по величине? а треугольники? и т. д. Зайчихе очень понравились коврики.

Аналогичная игра "Укрась варежку"

№4. Дидактическая игра "Закрой фигуру"

Цель : закрепить знание детей основных цветов и их оттенков, величину предметов. Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук.

Материал : карточки, на которых наклеены геометрические фигуры разной величины и цвета. Набор таких же геометрических фигур.

№5. Дидактическая игра "Найди пару".

Цель : закрепить название геометрических фигур; формировать умение составлять пару из двух одинаковых карточек; развивать зрительное внимание.

Материал : набор карточек, на которых изображены 2-3 геометрические фигуры (по 2 одинаковых) .


№ 6 Дидактическая игра "Дорожки к домикам"

Цель : Развивать умение сравнивать 3 предмета по длине путем приложения и наложения, ориентироваться в пространстве, активировать в речи слова : "длинная", "покороче", "короткая"; развивать зрительное внимание.

Материал : карточки с домиками, в которых живут зверята, 3 полоски разной длины. На каждого ребенка.

Ход игры : Ведущий рассказывает детям о том, что зверята построили себе домики и хотят сходить друг к другу в гости, но дорожек нет и они не знают куда идти. Давайте проложим дорожки к домикам, но сначала внимательно рассмотрите их, сравните их по длине, положите их между домиками. Какую дорожку вы положите от домика лисы до домика медведя? Какого цвета? и т. д. К кому ведет самая короткая дорожка? А самая длинная?


№7. Дидактическая игра "Назови и сосчитай"

Цель : закреплять знания о геометрических фигурах, упражняться в счете предметов, развивать внимание, память.

Материал : картинки с изображением животных.

№8 Дидактическая игра "Сосчитай звуки"

Содержание : Игру лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2 - 3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, вещи, а сегодня они научатся считать звуки. Воспитатель предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не лишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1 - 3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Воспитатель по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2 - 5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.

№9. Дидактическая игра "Машины едут в гараж" (Для детей 4 - 5 лет)

Цель : Закрепить знание цифр 1, 2, 3, 4, 5 и последовательности их построения в ряду друг за другом; развивать мышление, внимание, быстроту реакции на сигнал, самостоятельность в решении задачи, навыки контроля и самоконтроля.

Содержание : Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают круги (каждой колонне - одного цвета) . По сигналу ведущего (удар в бубен) все бегают по групповой комнате. По сигналу : "Машины! На стоянку!" - все "едут" в свой гараж, т. е. дети с рулями красного цвета - в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров, начиная с первого. Воспитатель проверяет порядок номеров машин в каждой колонне.

Вопросы : какая цифра первая? Почему? За какой цифрой идет 2? Что больше 1 или 2? На сколько? и т. д.


№10. Дидактическая игра "Соедини цифры"

Цель : закрепить знание цифр, формировать умение соединять между собой точки в порядке следования цифр.

Материал : карточки-схемы, на которых около точек написаны цифры.


№11. Дидактическая игра "Раскрась шары".

Цель : способствовать выявлению представления о форме, цвете, учить считать предметы, запоминать их количество.

Оборудование : бумага, цветные карандаши.

Возраст : 4 - 5 лет.

Ход игры : Воспитатель предлагает ребенку листок, где изображены воздушные шарики, и просит дорисовать ниточки, чтобы шары не разлетелись. Ребенок должен круглые шары раскрасить синим цветом, а овальные - желтым. После этого воспитатель просит сосчитать, сколько синих шаров, сколько желтых, сколько синих и желтых вместе.


№12. Дидактическая игра "Прыгни, не ошибись" Для детей 4 - 5 лет.

Цели : закрепить знание цифр и их последовательность в числовом ряду; развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции и координацию движений, самостоятельность, инициативу, умение правильно оценивать свои действия и действия других детей.

Содержание : дети (по 4 человека) стоят внутри обруча, вокруг них "кочки" с цифрами от 1 до 5. Воспитатель называет имя любого ребенка, стоящего в обруче, и предлагает ему выполнить задание, а остальным детям - проверить правильность выполнения, исправляя при необходимости ошибку. Ребенок из четверки выполнет движения соответственно заданию : выпрыгивает из обруча на кочку с заданной воспитателем цифрой, предварительно обдумав свой ответ. Следующее задание выполняет ребенок из другой четверки.

Задания : 1) прыгнуть на цифру с которой начинается счет; 2) прыгнуть на цифру, которая идет вслед за 2; 3) прыгнуть на цифру, которая больше 1 на 1; 4) прыгнуть на цифру, которая больше 2 на 1; 5) прыгнуть на цифру, показывающую, сколько ног у лесных зверей.

Выполнив правильно задание, дети "попадают на лесную поляну".

Правила : обратить внимание детей на правильность выполнения задания : прыгать необходимо на "кочку" с цифрой, предварительно обдумав задание; выполняя прыжок, нужно стараться сохранить равновесие, руки держать на поясе. Побуждать детей правильно оценивать свои действия и действия своих товарищей.

№13. Дидактическая игра "Хватит ли?"

Цель : учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависти от размера.

Содержание : Воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет : "Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство и неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.


№14. Дидактическая игра "Дорисуй недостающую фигуру"

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах : круг, квадрат, треугольник, учить решать логическую задачу на основе зрительно - воспринимаемой информации (на установление закономерностей) .

№ 15. Дидактическая игра

"Помоги Буратино нарисовать картину для Мальвины"

Цель : закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, различать и называть правую и левую руки; активировать в речи слова : справа, слева, в центре, вверху, внизу.

Ход : Буратино прости детей нарисовать картину, а какую - он сейчас расскажет : нарисуй домик в центре, солнышко - вверху и т. д.

№ 16. Дидактическая игра "Кто где?"

Цели игры : способствовать формированию пространственной ориентации на листе бумаги.

Оборудование : Бланк с изображением нескольких предметов, фишки.

Возраст : 5-6 лет.

Ход игры : Ребенку предлагается бланк с изображением нескольких предметов, которые по - разному расположены в пространстве.

Воспитатель : "Какие предметы нарисованы? Где нарисована груша? Где нарисован дом? Барабан? Мячик? Воздушный шарик? Что нарисовано справа от домика? А слева? Назови предметы в верхнем правом углу? и т. д. " За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. По окончании игры дети считают фишки . Победителем считается тот, кто получил больше фишек.


№ 17. Дидактическая игра "Футбол"

Цель : учить детей ориентироваться на листе бумаги, определять пространственные направления и обозначать их словами : вверху, внизу, вправо, влево, правый верхний угол, в левом верхнем углу и т. д.


№ 18. Дидактическая игра "Когда это бывает?"

Цель : закреплять представление детей о времени суток, упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток : утро, день, вечер, ночь. Учить правильно употреблять слова : "сегодня", "завтра", "вчера". Развивать логическое мышление, связную речь.

Правила : По слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять. почему он ее поднял.

Игровое действие : поиск нужной картинки.

Ход игры : На столе у играющих карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток. Жизнь детей в д/с (режимные моменты) . Дети выбирают себе любую, внимательно рассматривают ее. На слово утро дети поднимают картинку и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро и т. д.

№ 19. Дидактическая игра "Графический диктант"

Цель : формирование у детей глазомера, зрительной памяти; развитие мелкой моторики; развитие устойчивого, сосредоточенного внимания, развитие зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений; воспитание трудолюбия, усидчивости.

№ 20. Дидактическая игра "Что изменилось?"

Цель : упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов : справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и т. д. Воспитывать наблюдательность, развивать образную память, активировать словарь.

Правила игры : называют изменения в расположении предметов, только те дети, на кого укажет кукольный персонаж.

Игровые действия : Перестановка за ширмой предметов так. чтобы дети не видели; отгадывание с использованием кукольного персонажа.

Игрушки : матрешка, пирамидка, кукла.

Ход игры : В игре используется игрушка - Петрушка. Веселый и озорной. он все время что-то перестанавливает, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки.

№ 21 Дидактическая игра "Собери (дорисуй) бусы"

Цель : развивать зрительное восприятие формы, память внимание, мелкую моторику пальцев рук, повторять названия цветов, геометрических фигур, совершенствовать умение выделять величину предметов.

Оборудование : карты с рисунком, картонные эквиваленты геометрических фигур, фломастеры или цветные карандаши.

Ход игры : Воспитатель раздает детям карты и предлагает дорисовать элементы уже имеющихся бус : «Посмотрите. Кукла порвала бусы. Никак не может собрать. Подумайте, какую фигуру надо дорисовать сначала? Потом? Какие бусы получились?". Воспитатель проверяет и помогает. В случае затруднений воспитатель первый вариант бус рисует сам, подсказывая закономерность распределения фигур на бусах. Можно не дорисовывать бусы, а выкладывать из имеющихся картонных деталей.


№ 22. Дидактическая игра "Составь целое из частей"

Цель : упражнять в умении составлять целое из отдельных частей, развивать логическое мышление.

Ход игры : проблемная ситуация : у кукол разбилось зеркало. Они просят ребят отремонтировать его.


№ 23. Дидактическая игра "Сложи пирамидку по схеме"

Цель : Формировать умение собирать предметы по образцу на основе схематического изображения; учить анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения; развивать логическое мышление, зрительное внимание, воображение.

Материал : по одной пирамидке на каждого играющего, 4 карточки с контурным изображением пирамидок, собранных по разному.

№ 24. Дидактическая игра "Что лишнее? Почему?"

Цель игры : учить детей в каждом ряду карточек находить "лишний" предмет. Развивать логическое мышление, способность анализировать, сравнивать, обобщать.

Материал : карточки.

Возраст : 4-6 лет.

Ход игры : ребенок внимательно рассматривает рисунок. Воспитатель спрашивает : "Какой здесь предмет лишний? Почему?" Победителем становится тот, кто быстрее определяет неподходящий предмет и правильно объясняет. Например, среди одежды будет посуда.

"Найди отличия", "Снеговики", "Домики", "Игрушки".

Цель : Развивать зрительное внимание и наблюдательность у детей.

Правила игры : Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать. чем отличаются снеговики друг от друга. Играют двое и выигрывает тот , кто укажет больше различий в рисунках. Первый играющий называет какое-нибудь различие, затем предоставляется слово второму и т. д. Игра заканчивается, когда кто-то из партнеров на сможет назвать новое отличие (ранее не отмеченное) . Начинать игру можно с чтения стихотворения "Вот зайчишка у реки встал на задних лапках. Перед ним снеговики с метлами и в шляпках. Заяц смотрит. Он притих. Лишь морковку гложет. Но что разного у них - он понять не может". А теперь посмотри, что разного у этих снеговиков.

2 вариант : Играющие находят отличия и выкладывают под своим рисунком фишки, потом называют отличия.

№ 26. Дидактическая игра "Палочки - считалочки".

Цель игры : способствовать запоминанию и быстрому воспроизведению образца. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Оборудование : бумага, счетные палочки.

Возраст : 4-5 лет.

Ход игры : 1 вариант : Воспитатель предлагает детям выложить на бумаге палочками фигуру по образцу. Усложнение : Образец показывается за несколько секунд, а потом убирается. 2 вариант : Упражнять детей самостоятельно составлять фигуры, обдумывать ход решения, развивать воображение.

№ 27. Дидактическая игра "На что это похоже?"

Цель : учить детей создавать в воображении образ на основе схематического изображения предметов.

Материал : набор из 5-8 карточек с различными фигурками.

№ 28. Дидактическая игра "Лабиринты"

Цель : Развивать у детей настойчивость и умение сосредотачиваться, логическое мышление, ловкость.

Руководство : Постепенно усложнять лабиринты (более сложная сеть ходов, увеличение количества тупиков, разветвлений) . Совместно с ребенком прослеживать ходы с помощью карандаша, а затем зрительно. Поощрение проявлений устойчивого внимания, сосредоточенности, желание достичь цели.


№ 29. Дидактическая игра "Найди признаки отличия"

Цель : Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.) .

Продолжать развивать умение последовательно рассматривать предметы. Развивать внимание, память, мышление. Активизировать речь детей. Форма организации : индивидуальная или подгрупповая.

Методические приёмы : Основной приём – рассматривание иллюстраций, беседа. Варианты проведения игры : Вариант № 1 (интеграция с образовательной областью «Социализация» ) Взрослый показывает ребёнку иллюстрацию и предлагает её рассмотреть, описать, затем предлагает рассмотреть вторую часть иллюстрации. При рассматривании второй части иллюстрации предлагает ребёнку найти отличия и определить, чем они отличаются.

№30. Дидактическая игра "Пройди в ворота"

Цель : упражнять детей в составе числа из двух меньших чисел.

Материал : Большие карты с изображенными на них различными геометрическими формами (от одной до четырех) - по одной на каждого ребенка.

Содержание : Двое детей изображают ворота - держат ту или иную карту. Остальные маленькими карточками ходят по комнате. По удару ведущего в бубен играющие парами проходят в ворота (пару составляют дети, у которых число фигур на карточках равно числу на воротах). Начинать играть лучше с числа 2, постепенно увеличивая количество играющих путем добавления двух карточек с последующим числом. С целью большего охвата игрой детей можно составлять из них не пары, а четверки.

Правила игры : Если число составлено неправильно, пройти в ворота нельзя, они закрываются.

Вариант игры : Изображаются не один, а большее число ворот (до пяти) . Играющие должны пройти только в свои ворота.

№31. Дидактическая игра "В каких домиках живут друзья?"

Цель : закрепить умение различать разные виды многоугольников; воспитывать целеустремленность в достижении цели, развивать сообразительность, внимание.

Три друга : Котенок, Щенок и Петушок поселились в новых домах. Догадайся, кто где живет? У домика Котенка дверь квадратная, окошко четырехугольное, а труба - треугольная. В домике щенка дверь шестиугольная, окно - прямоугольное, а труба - четырехугольная. Петушок живет в доме с пятиугольной дверью, четырехугольным окном и шестиугольной трубой.

Ответы : Котенок живет в доме №3, Щенок - №5, Петушок - 6.

№ 32 Дидактическая игра "Живые числа"

Цель : упражнение в счете (прямом и обратном) в пределе 10.

Материал : Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Правила игры : Если кто-либо из детей встал не на свое место, он становится водящим. Если водящий ошибся, то он снова водит. Если водящий ошибся при счете три раза, он выходит из игры .

Вариант игры . "Числа" строятся в обратном порядке от 10 до 1.

№33. Дидактическая игра "Отгадай, какое число пропущено"

Цель : Определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал : Фланелеграф, 1 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета. Флажки.

Содержание : Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности чисел натурального ряда. Предлагаем детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. затем ребята закрывают глаза. а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, воспитатель показывает спрятанную карточку и ставит ее на место.

Правила игры : Не подсматривать, когда убирают карточку. Кто первый заметит, какое число пропущено, получает флажок.

№ 34. Дидактическая игра "Какое число рядом?"

Цель : Упражнять детей в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал : мяч.

Правила игры : Если ребенок ошибся, все хором называют правильное число. игра продолжается.

Вариант игры :

1. Дети заранее договариваются, какое число будут называть : предыдущее или последующее.

2. Дети называют не одно, а два числа сразу - и предыдущее и последующее.

№ 35. Развивающие игры по Б . П. Никитину "Сложи квадрат", "Сложи узор", "Уникуб".

Цель : развивать у детей пространственные представления, образное мышление, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая плоскостные и объемные фигуры, развивать творчество и самостоятельность.

Материал : плоскостные карточки-образцы для плоскостных фигур; кубики, окрашенные в три яркие цвета- для объемных фигур.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений по образу и собственному замыслу.

1. "Танграм"

2. "Колумбово яйцо"

3. "Монгольская игра"

4. "Вьетнамская игра"

1. Дети знакомятся с набором фигур к игре, отбирают фигуры по форме, обследуют, считают, накладывают друг на друга.

2. По слову воспитателя составляют из треугольников квадрат, треугольник (из двух меньших, четырехугольник.

3. Составление фигур по образу и замыслу.

4. Воссоздание фигур по образцам контурного характера.

Использовала литературу :

1. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста".

2. З. А. Михайлова "Игровые занимательные задачи для дошкольников".

3. В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова "Обучение математике в детском саду".

4. В. П. Новикова "Математика в детском саду".

5. В. Сотникова "Развитие ребенка в игровой деятельности".

6. Е. В. Соловьева "Числа для тебя".

7. Сорокина "Дидактические игры в детском саду ".

Дидактические игры - это разновидность игр в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)