Сайт бесплатных игр

Сайт бесплатных игр

» » Психологические игры для позитивной социализации дошкольников. Игра как средство социализации детей дошкольного возраста в условиях доу

Психологические игры для позитивной социализации дошкольников. Игра как средство социализации детей дошкольного возраста в условиях доу


«Использование игры в целях социализации детей дошкольного возраста»

Собственный педагогический опыт. Доклад на РМО для воспитателей ДОУ по образовательной области " Социально - коммуникативное развитие" на тему "Использование игры в целях социализации детей дошкольного возраста "

Игра выступает средством социализации дошкольников , она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста .

Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть практика развития ребенка, в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, успешность его отношений с людьми. В игре проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоциональность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность и так далее. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В раннем возрасте дети получают первоначальные представления социального характера и включаются в систему социальных отношений через решения следующих задач : развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование семейной, гражданской принадлежности. Игра является источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования отношений между ребенком и взрослым.

Таким образом, игра в раннем возрасте является средством социально -личностного развития ребенка, предполагает формирование у него положительного отношения к себе, социальных навыков , развитие игровой деятельности, общения со сверстниками.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В возрасте с трёх до семи лет самосознание ребёнка развивается настолько, что это даёт основание говорить о детской личности. И в этом возрасте ребёнок начинает осваивать «определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества…», а значит, он вовлекается в процесс социализации .

Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Игра – важнейшее средство социализации дошкольников .

В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции .

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности , способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра – первая школа общественного воспитания ребёнка, «арифметика социальных отношений » , как охарактеризовал её Л. С. Выготский.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения : у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные, находить партнёров, ставить цель и выбирать средства реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, тем более в условиях дошкольного воспитания , требует от ребёнка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребёнка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например, умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умения самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач.

Н. К. Крупская писала : «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение : игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевая духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт .

В игре формируется и проявляется потребность ребёнка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач коллективной деятельности. Важнейшим достижением является чувство коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребёнка, но и перестраивает существенным образам его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.

Игра – подлинная социальная практика ребёнка , его реальная жизнь в обществе сверстников. Например, игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.

Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний , для расширения их кругозора.

Игры , направляемые взрослыми, учат детей правильно оценивать общественные явления, воспитывать определённое отношение к этим явлениям и положительные черты характера. Игра даёт возможность ребёнку активно включаться в дела взрослых.

Игра имеет социальную основу . И детские игры прежних лет , и современные игры убеждают нас в том , что они связаны с миром взрослых.

Окружающая ребёнка действительность многообразна, а в игре находят отражение лишь отдельные её стороны, а именно : сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной , воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

В первые годы жизни у ребёнка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие . Поэтому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребёнок готовит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике) . А. А. Люблинская очень метко назвала игры малышей «полуигрой-полутрудом» .

В развёрнутой форме ролевой игры , которая наблюдается у детей начиная с 4-5 лет , на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а следовательно начинает служить усвоению социального опыта .

Игра социальна и по способам её осуществления. Игровая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребёнком, а задаётся ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку , предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. д.). В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт, и, возможно, с игрой связаны те моменты в жизни детей , когда они чувствуют себя в большей безопасности и могут контролировать собственную жизнь.

Наблюдая за игрой детей , можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Основным препятствием в развитии самостоятельной творческой игры является неправильное воспитание в раннем возрасте . Не приученный действовать самостоятельно, ребёнок нуждается в помощи взрослых при столкновении с самыми незначительными трудностями. Вторым препятствием в развитии игр являются неблагоприятные жизненные условия, когда ребёнка изолируют от окружающих. Игры таких детей будут убоги по содержанию, «однообразны» , отрывочны.

Если воспитатель выяснит, почему дети не играют, он может попытаться индивидуальным подходом постепенно включать ребёнка в общие игры . Главным образом тогда, когда такие дети составляют в коллективе меньшинство, очень хорошо, если воспитатель в группу играющих детей включит такого нелюдимого ребёнка, чтобы он слился с этой группой и принимал активное участие в игре. Таким путём можно устранить асоциальные проявления в поведении ребёнка.

Агентами социализации для дошкольника являются родители , сверстники, взрослые – те люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.

В нашем детском саду используют следующие детские игры .

Сюжетно-ролевые игры («больница» , парикмахерская, магазин и т. д., которые в свою очередь развивают потенциальные возможности детей ; имеет решающее значение для психического развития ребёнка; является формой моделирования ребёнком социальных отношений ; обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.

Театрализованные игры -одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. («репка» , «КР. Шапочка)

Подвижные игры выступают как условие развития культуры ребенка. В них ребенок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества . (лошадки, угадай, кто позвал)

Дидактические игры способствуют социально -нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д. (Волшебники, позови ласково)

Социология детства

Игра как один из стимулов социализации относится непосредственно к социологии детства, поскольку именно в раннем, детском возрасте ребенок через игру может воспринимать различные социальные нормы, ценности и формировать свое мировоззрение. Помимо этого, развитие игровой деятельности – это одна из ключевых задач социологии детства.

Определение 1

Социология детства – это отрасль социологического знания, которая объясняет специфические конкретные действия, процессы в обществе в отношении периода детства, изучаемые с помощью специальной социологической техники. Главная проблема заключается в том, каким образом социальные процессы и социальные явления, происходящие ежедневно в повседневной жизни, оказывают влияние на организм ребенка и его психику

Социология детства стоит в одном ряду с другими отраслями:

  1. Социология воспитания;
  2. Социология образования;
  3. Социология молодежи.

Замечание 1

Игра является преимущественно частью жизни детей дошкольного и раннего школьного возраста. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной (первичной) социализации. Несмотря на то, что она полностью контролируется взрослыми (родителями, воспитателями, учителями), все же дети очень легко воспринимают любые проявления в обществе, обладают легкой обучаемостью, их психика гибкая, а нервная система пластичная. В этом возрасте ребенка очень легко избаловать, или наоборот, так же легко обидеть, взрастить в нем комплексы, которые он пронесет через всю свою жизнь, и которые закрепятся в его психическом состоянии.

Таким образом, чтобы создать благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания, а также для развития личности в условиях общественных отношениях, взрослые должны способствовать социальному развитию ребенка, поощрять всевозможные формы игр, но контролировать их процесс, регулировать его, участвовать в нем самим, чтобы узнавать своего ребенка и давать ему поддержку в этот важный период становления личности.

Роль игры в социализации

Благодаря игровым формам деятельности ребенок может достигнуть следующих успехов.

Во-первых, он может освоить первоначальные представления об обществе, его структуре, функциях, различных сферах. Также ребенок включается в систему социальных отношений: с родителями, воспитателями, другими детьми.

Во-вторых, благодаря игре развивается игровая деятельность. Игры могут носить не только развлекательный, но и образовательный характер. Сегодня существует большое количество игр, которые совмещают в себе развлечение и развивающие компоненты. Благодаря рекомендациям на упаковке можно подобрать ребенку игру, которая будет соответствовать его возрасту, уровню развития соответственно возрасту, а также интересам, что является самым важным.

В-третьих, в игре и через игру ребенок приобщается к элементарным принятым нормам поведения, правилам взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми.

В-четвертых, игра помогает формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, а также чувства принадлежности к окружающему миру. Таким образом, через игру осуществляется полноценный процесс социализации ребенка соответственно его физическому и умственному развитию. Это многоэтапный процесс, который начинается в детском саду, и заканчивается обучением в школе.

Воображаемая ситуация учит ребенка основным правилам поведения, которые закрепятся в его мозгу, и которыми он будет пользовать уже во взрослой жизни.

Способы организации игры как формы социализации

Игра является ведущим видом деятельности ребенка в младшем возрасте. Она считается наиболее эффективной формой социализации ребенка, так как в ходе игровой деятельности в личность маленького гражданина закладываются основы будущем уже взрослой и самостоятельной личности.

Организация игровой деятельности может быть разной, но есть и ключевые моменты, которых стоит придерживаться. Например, в каждом заведении с большим количеством детей, или в заведениях непосредственно для самих детей необходимо организовывать игровые зоны, которые должны соответствовать всем требованиям безопасности. Эти зоны могут быть для театрализованных, настольных или дидактических игр.

Во время совместной игры дети начинают выстраивать свои взаимоотношения друг с другом, учиться общению. Иногда могут происходить конфликты, и важно помнить, что взрослые без необходимости вмешиваться в них не должны.

Тем не менее, в воспитательных целях, чтобы конфликт не перерастал в насилие, очень важно научить ребенка правильно выходить из конфликтной ситуации, чтобы не только не давать себя в обиду, но и самому не стать агрессором. Так как самые яркие черты закладываются именно в этом возрасте, необходимо мягко сглаживать неприятные ситуации, научиться слушать ребенка, но все же не позволять ему манипулировать, даже в ходе игровой деятельности.

Если детство ребенка проходит вне игры или совсем без нее, то это ненормальное, и даже аномальное явление. Лишение ребенка игровых практик равносильно лишению главного источника развития: различных импульсов и порывов к творческой деятельности, признаков социальной практики, которая окажет особое влияние на его взрослую жизнь, микроклимата коллективных отношений, а также активизации процесса познания окружающего мира на ранних стадиях развития.

Замечание 2

Таким образом, для гармоничного развития ребенка перед учителем или родителем стоит задача создать такие условия, которые бы обеспечивали всестороннюю детскую деятельность. Для ребенка необходимо создавать специальные игровые пространства, в которых они не просто вступали бы в отношения со сверстниками или взрослыми, но и активно усваивали знания, правила и нормы поведения. Иными словами, игра как аспект социализации формирует социально-компетентную личность на ранних стадиях ее развития.

Аннотация: Данная система игр и упражнений, направлена на социальное развитие личности ребенка- дошкольника, в частности на развитие и коррекцию социального развития личности старших дошкольников.

Система игр, направленных на социальное развитие личности ребенка

Цель: развитие и коррекция социального развития личности дошкольников.
В настоящее время все большую актуальность приобретает социальное развитие личности ребенка-дошкольника. В дошкольном детстве - это, прежде всего овладение нормами социальной жизни. Социальное развитие ребенка является важнейшей предпосылкой развития духовной и практической сферы будущей деятельности взрослого человека, его нравственного облика и творческого потенциала.
Ведущие педагоги Выготский Л.С., Запорожец А.В., Спиваковская А.Б., Эльконин Д.Б., Лисина М.И., Якобсон С. Г. считают, что огромная роль в воспитании и социальном развитии детей принадлежит игре. В игре активно формируются нравственные основы личности дошкольника, складываются нормы общественного поведения, которые в дальнейшем переносятся детьми и за пределы игры. Игра является своеобразным, свойственным дошкольному возрасту способом усвоения общественного опыта.
Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра оказывает стабилизирующее влияние на развитие личности.
Уровень эмоциональной тревожности старших дошкольников можно корректировать введением в их жизнедеятельность различных коллективных подвижных игр и игр развивающего характера. Подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций, радость движений усиливается наличием веселых ситуаций, соревновательного настроя.
Работу с тревожным ребенком рекомендуется проводить в трех направлениях: повышение самооценки, обучение ребенка умению управлять собой наиболее волнующих его ситуациях, снятие мышечного напряжения, также сплочение детского коллектива.

Игры на преодоление тревожности и повышения самооценки дошкольников.

1. Игра «Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
Упражнение можно повторить 3 раза.
2. Игра «Портрет»
Цель: научить ребенка распознавать эмоции, снять психомышечное напряжение.
Ребенок садится напротив взрослого. Взрослый - в роли художника. «Сейчас я нарисую твой портрет. Но для этого мне нужна твоя помощь. Я буду называть части лица, а ты будешь мне подсказывать, каким их рисовать. Например, какого размера рисовать лицо? Побольше или поменьше, чем у тебя? Ребенок отвечает. Какие будут глазки - большие или маленькие, или оставим те, какие есть?» При этом взрослый обводит контур глаз на рисунке. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Затем в таком же порядке рисуются нос, щеки, уши, волосы. Брови и губы, выражающие различные эмоции: радость, грусть, злость. Далее ребенку предлагается решить, какое настроение будет у этого портрета. Если ребенок идентифицирует себя с портретом, то настроение он отразит свое. Если он не отражает свое истинное настроение, значит, оно либо перешло из негативного в позитивное, либо ребенок недоволен собой и хочет измениться.
3. Упражнение «Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!" Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.
4. Игра «Насос и мяч»
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.
5. Игра «Зайки и слоники»
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают.
"Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д. "А что делают зайки, если видят волка?.." Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.
"А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра..." Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
6. Игра «Волшебный стул»
Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
7. Игра «Слепой танец»
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".
В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.
8. Игра «Паровозики»
Цель игры: развитие коммуникативных навыков, сплочение детей, повышение уверенности в себе, произвольности.
Группа детей разбивается на тройки, в каждой тройке дети стоят друг за другом, взявшись руками за талию впереди стоящего. Первый из них выполняет роль «паровозика» (у него закрыты глаза и руки вытянуты вперед), второй - «пассажир) , третий - «машинист». Задача «машиниста» -управлять паровозиком, избегать столкновений. «Пассажир» является передаточным звеном команд «машиниста» «паровозику». Один из группы детей выполняет роль «диспетчера», он задает ритм движения составов хлопками, убыстряя или замедляя их движение.
По команде ведущего составы начинают движение, затем через некоторое время по команде останавливаются, и дети и тройка меняются ролями (первый становится третьим и т.д.). Важно, чтобы все дети побывали в трех ролях. Целесообразно после игры, обсудить с детьми какая роль им понравилась больше всего и почему.
9. Игра «Театр масок»
Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.
"Ребята! Мы с вами посетим "Театр Масок". Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга". Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. "Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.
А теперь изобразите Ворону (из басни "Ворона и Лисица") в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр". Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. "Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!
А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки "Красная шапочка", когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком". Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. "Замрите! Спасибо!
А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Хорошо потрудились!"
Далее учитель или воспитатель, на свое усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей, например, так: "Все работали хорошо, особенно страшной была маска Вити, когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!"
"Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем. Давайте посидим так молча, расслабимся и отдохнем. Всем спасибо!"
10. Игра «Смена ритмов»
Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре... Дети присоединяются и тоже, все, вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.
11. Игра «Штанга»
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
"Возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы". Упражнение можно выполнить несколько раз.
12. Игра «Изображение животных»
Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение.
Изображается хитрая лиса, трусливый заяц, страшный тигр, сильный медведь и, наоборот, трусливый медведь, и храбрый заяц.

Игры, направленные на сплочение группы.

1. Игра «Зеркало»
Выбирается водящий: это - человек, все остальные - зеркала. Человек смотрится в зеркала, а они отражают его. Зеркала повторяют всё его движения, действия человека, который, конечно, кривляется от души. Здесь важно следить за тем, чтобы зеркала правильно отражали: если человек поднял правую руку, зеркала должны поднять левую и т. п. В этой игре удобно поощрять самых пассивных членов группы.
2. Игра «Подари карточку»
Взрослый вместе с детьми рисует карточки с пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма.
Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может символизировать веселье. Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребенок получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает этим качеством. По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим нетерпением снимают со спины "добычу". На первых порах, конечно, случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при повторении игры и после обсуждения ситуация меняется. Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать карточки. Затем можно выяснить, что приятнее - дарить хорошие слова другим или получать их самому. Чаще всего дети говорят, что нравится и дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех, кто совсем не получал карточек или получал их совсем мало. Обычно эти дети признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже хотелось получить такие подарки. Как правило, при повторном проведении игры "отверженных" детей не остается.
3. Игра «Скульптура»
Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение.
Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из "глины" скульптуру: ребенка, который ничего не боится; ребенка, который всем доволен; ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.
Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети.
Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры.
После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.
4. Игра «Лавата»
Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: "Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец - это Лавата". Потом все останавливаются и ведущий говорит: "Мои локти хороши, а у соседа - лучше" - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может называть части тела, какие хочет (талия, плечи, пятки, ноги и т.п.), главное - снять у детей тактильное напряжение.
5. Игра «Носок-пятка» (минитренинг на сближение и снятие тактильного напряжения)
Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать - получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели - нужно попробовать так немного продержаться.
6. Игра «Треугольник, квадрат»
Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий просит: «Ребята! В полной тишине, без слов, постройте мне треугольник... квадрат...ромб и т. д.»
7. Игра «Бип»
Вся группа, за исключением водящего, сидит кругом на стульях или в креслах. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к сидящим на колени. Его задача - угадать, к кому он сел. Ощупывать руками не разрешается, садиться надо спиной к сидящему так, как будто садишься на стул. Сидящий должен сказать “Бип”, желательно “Не своим голосом”, чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот ребенок начинает водить, а угадавший садится на его место.
8. Игра «Жучок»
Водящий стоит спиной к группе, выставив из - под мышки свою руку с раскрытой ладонью. Дети и психолог стоят в шеренгу за ним. Правая рука у всех сжата и поднята на уровень груди, большой палец этой руки поднят вверх. Кто-то из шеренги дотрагивается до раскрытой ладони водящего и быстро занимает исходное положение, а водящий должен повернуться к группе и угадать, кто до него дотронулся. Водящий водит до тех пор, пока правильно не угадает. Тогда водить начинает тот, кого угадали. Игра хорошо вскрывает групповые отношения.
9. Игра «Путанка»
Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться - кто как сумеет. Когда образовалась путанка, водящий заходит в комнату и распутывает, тоже не разжимая рук у запутывавшихся. Игра поддерживает групповое единство.
10. Игра «День рождения»
Цель: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе.
Ход игры: выбирается именинник. Гостям (детям) предлагается придумать поздравление и подготовить подарок. Вручить подарок надо при помощи жестов и мимики. Один из участников передает воображаемый «подарок-образ» имениннику, а все остальные должны угадать, что ему подарено.
11. Игра «Жмурки»
Игра направлена на групповое сплочение и инициирование тактильных контактов, хорошо растормаживает двигательно заторможенных детей.
Вся группа стоит в кружок, один считает, чтобы выбрать водящего. Водящий завязывает себе глаза, кто-то из группы крутит его на месте, чтобы затруднить ориентировку. Кружить можно с разными забавными присказками или шуточными диалогами. Например; “На чем стоишь?” - “На мосту”.- “Что ешь?”- “Колбасу”.- “Что пьешь?”- “Квас”.- “Ищи мышей, а не нас”. После этого все разбегаются, а “жмурка” должна ходить по комнате и ловить детей. Дети бегают по комнате, дразнят ‘жмурку”, трогают ее, чтобы отвлечь и т. п., а она должна поймать кого-нибудь из ребят и на ощупь угадать, кто это.
12. Игра «Необитаемый остров»
Игра начинается с социометрии - кто с кем поедет на необитаемый остров. Затем, когда образовались взаимные и вынужденные пары, все едут на необитаемый остров. Дальше психологи оказываются туземцами на этом острове и нападают на выброшенные волнами пары детей, вызывая агрессию на себя, им удается хорошо сплотить группу и снять разочарование от социометрии.
Таким образом, предложенные игры, направлены на полноценное социальное развитие детей дошкольного возраста. Первая группа игр нацелена на преодоление тревожности и повышение самооценки дошкольников. Вторая группа игр призвана сплотить и объединить детский коллектив.
Использование данной системы игр в коррекционно-развивающих занятиях, будет эффективным средством социального развития личности дошкольников, что в дальнейшем послужит ребенку защитой от социальных и межличностных противостояний.

Литература:
1. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / Е.А. Алябьева. - М.: «Академия», 2003.
2. Общая психология. Словарь. [Текст] / А. В. Петровский. – М.: Издательство «ПЕР СЭ», 2005.
3. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 книгах. [Текст] / Е.И. Рогов-Кн. 1. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. 4. Сафин, В.Ф. Психические отклонения в развитии детей и методы их психокоррекции. [Текст] / В.Ф. Сафин. – Уфа: Китап, 1994. – 80 с.
центр ВЛАДОС, 1999.- 384с.: ил.
5. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х томах. [Текст] / К. Фопель, пер. с нем.; Т. 2.- М: Генезис, 1998. - 160 с.: ил.
6. Практикум по детской коррекции: игры, упражнения, техники. [Текст] / О.Н. Истратова. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2007. – 350с.
7. Практика психотерапии: сборник сказок, игр и терапевтических программ. [Текст] / Н.А. Сакович – Спб.: Речь, 2007. - 227с.
8. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика. [Текст] / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект; Культура, 2005.- 240с.
9. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] /Под ред. Л.А. Венгера. –– М.: Просвещение, 1985.- 272с., ил.

Игра - эффективная форма социализации ребёнка

Описание: в данной методической разработке собраны дидактические игры для педагогов, которые организовывают процесс вхождения личности (обучающегося) в группу, детский коллектив. Представлены игры способствующие социализации личности.
Цель: социализация личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста через игру
Задачи:
- Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
- Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.
- Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.
- Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.
- Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.
Актуальность. Вхождение ребёнка в современный мир невозможно без включения в систему социальных отношений. Социализация личности идёт на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации заложены в детстве. Дошкольное и школьное детство - период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения. Социализируясь, ребёнок осваивает окружающий мир и определяет в нём своё место. В образовательном пространстве наладить процесс социализации ребенка помогут игры (развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, интеллектуальные…) для детей дошкольного и школьного возраста.
Регулярное проведение таких совместных игр обогатит обучающихся новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

1.Игра «Объятия»
Цель: научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым способствуя групповой сплоченности.
Ход игры: Педагог предлагает детям встать в большой круг. Затем просит детей постараться выразить свои дружеские чувства к остальным детям, обнимая их. И начинает с легкого маленького объятия, далее дети продолжают обнимать друг друга по кругу, с каждым разом, если не возражает сосед, усиливая объятие.
После игры задаются вопросы:
-Понравилась ли вам игра?
-Почему хорошо обнимать других детей?
-Приятно вам, когда вас обнимают?
- Часто ли вас обнимают?
2.«Телеграф»
Цель: развитие умения устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.
Ход: Четыре ребенка – «связисты»; остальные – наблюдатели; педагог – отправитель телеграммы; один ребенок – ее получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Педагог приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передает ему услышанный текст; второй – третьему; третий – четвертому; четвертый – получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он все понял?
Примерный текст. Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13.00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг.
3.«Радио»
Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.
Ход: Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.
Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам
4.«Чемодан».
Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.
Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть разрезные картинки, каждый возьмите для себя один фрагмент картинки. Ваша задача – собрать картинку, найти место свое команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет побыстрее познакомиться с другими детьми. Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.
Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводиться 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.
Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).
5.«Буквы-загадки»
1. «Буква по воздуху». Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т.п., в зеркальном отражении.
2. «Буква-хоровод» . Группа детей, взявшись за руки, хороводом-змейкой идут за ведущим и прописывают букву, которую он загадал. Остальные отгадывают букву.
3. «Строим буквы» . Группа детей «строит» из себя задуманную букву как застывшую живую пирамиду, остальные отгадывают, записывают, зарисовывают. «Буквы-загадки» могут быть короткими словами-загадками (кот, яд, ус, сом, хор)
6.«Неиспорченный телефон»
Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово переданное первым игроком.

Варианты:
-слово, трудное слово, словосочетание, скороговорка (считалка),
-две телефонные линии (эстафета): быстрый неиспорченный телефон.
7.«Пишущая машинка»
Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:
-хлопают перед собой в ладоши
-двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой)
-выбрасывать вверх правую руку вправо, щёлкая пальцами
- выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая пальцами
8. «Взрослое имя»
Дети сидят в кругу. Инструкция: «Закройте глаза. Попробуйте увидеть себя взрослыми. Как вы будете сидеть? Во что будете одеты? Сядьте сейчас так, как будто вы уже стали взрослыми. Как вы будете разговаривать? Как к вам будут обращаться другие люди? Наверное, по имени и отчеству.
Откройте глаза. Давайте поиграем. Я буду по очереди называть вас по имени и отчеству. Тот, кого я назову, встанет со своего места, походит по комнате, как ходят взрослые. Затем каждому из детей он (она) подаст руку и представится по имени и отчеству, например: «Я - Мария Игоревна», «Я -Михаил Николаевич».

А.В.Боргуль Игры 02 Сен 2016

Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Н. К. Крупская

« Назови себя»

Цель : Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.

Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.

«Назови ласково»

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.

«Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

«Волшебная палочка»

Цель : продолжать воспитывать умение быть ласковыми.

Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

«Замри»

Цель: развивать умение слушать, развивать организованность.

Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.

«Ручеёк»

Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаещься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия.Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия.

Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.

«Волшебная палочка»

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников.

Один называет сказку, другой ее персонажей и т.д.

«Магазин вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.).

Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова.

Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда.

Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко?

«Кузовок»

Цель: продолжать закреплять вежливые слова.

Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».

«Вот какая бабушка»

Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.

Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.

«Чудесный мешочек»

Цель : расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.

Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.

«Добрые слова»

Цель : развивать умение употреблять в речи добрые слова.

Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)

«Коврик примирения»

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.

«Как быть, что делать?»

Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.

Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения.

«Посылка»

Цель: расширение объема словаря, развитие связной речи.

Ребенок получает посылку от Деда Мороза и начинает описывать свой подарок, не называя и не показывая его. Предмет предъявлен после того, как будет отгадан детьми.

«Вот какой Дед Мороз»

Цель: развивать уважение, закреплять ласковые слова.

Ребенок рассказывает, какие подарки приносил дед Мороз, как он его благодарил, как можно его ласково назвать.

«Без маски»

Цель: развивать умение делиться своими чувствами, переживаниями, строить не законченные предложения.

Воспитатель говорит начало предложения, дети должны закончить.

Чего мне по- настоящему хочется, так это ………….

Особенно мне нравится, когда…………………………

Однажды меня очень напугало то, что ………………..

«День ночь»

Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.

После слов «День наступает- все оживает» Участники игры хаотично двигаются, прыгают. Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает- все замирает», дети замирают в причудливых позах.

«Слушать за окном, за дверью»

Цель: развивать слуховое внимание.

По заданию воспитателя все дети сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах коридора. Затем по очереди перечисляют и объясняют что они услышали.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь назвать признаки животных по образцу взрослого, развивать внимание, умение описывать.

Воспитатель берет себе медведя,а ребенку дает зайчика.

И начинает: «У меня медведь.» Ребенок: «А у меня заяц.» и т.д.

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида. Например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней.»

«Вот какой папа».

Цель : развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова.

Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.

«Опиши друга».

Цель: развивать внимательность и умение описывать то, что видел.

Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

«Вот какая мама».

Цель: развивать любовь к маме, закреплять ласковые слова.

Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково назвать.

«Что изменилось?».

Цель: внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Водящий выходит из группы. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в прическе детей, в одежде, можно пересесть на другое место,) но не больше двух – трех изменений.

«Подарок на всех»

Цель: развивать чувство коллектива, умение дружить, делать правильный выбор сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».

«Почемучка».

Цель : развивать умение дружить, быть вежливым.

Например, если девочку обидеть, она заплачет.

Если вы нечаянно толкнули, то…………...

Вам подарили игрушку, то……………

«Обыграй превращение»

Цель : воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

Воспитатель по кругу передает предмет (мяч, кубик), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «Яблоко»- дети «моют», «едят», «нюхают» и т.д.

«Ожившие игрушки».

Цель: формировать у детей культуру общения.

Воспитатель. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте пожалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки. А мы попробуем отгадать, какую игрушку ты изображал.

«Съедобное – несъедобное»

Цель : развитие слухового внимания, развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность).

Ведущий произносит слово и кидает одному из детей мяч и называет предмет. Если съедобный, игрок ловит мяч, а если несъедобное, уклоняется от мяча.

«Волшебная палочка».

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников, закрепить признаки весны.

Дети передают палочку и называют признаки весны.

«Давайте поздороваемся».

Цель: создавать в группе психологически непринужденную обстановку.

Воспитатель и дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия.

«Что может произойти?».

Цель: развивать воображение, закреплять умение заканчивать предложение, умение слушать друг друга.

Что может произойти, если……….

«Оживут все сказочные герои».

«Дождь будет идти, не переставая».