Сайт бесплатных игр

Сайт бесплатных игр

» » Игры и заканчивая всевозможными разновидностями. Детская художественная литература как средство развития театрализованной игры

Игры и заканчивая всевозможными разновидностями. Детская художественная литература как средство развития театрализованной игры

Литературная игра как эффективное средство

обучения и воспитания школьников.

Аннотация. Тема данного материала – литературная игра и её роль в привитие интереса к чтению художественной литературы . Автор не только описывает особенности игровой технологии, используемой на уроках литературы, но и рассказывает, как она применяется на практике, какие даёт результаты, чем привлекательна для ученика и учителя.

Среди всего многообразия применяемых сегодня педагогических технологий я отдаю предпочтение игре. Сочинение литературных игр для учащихся - это моё самое любимое занятие. В моей учительской практике их уже составлено боле ста.

Почему литературная игра? Не секрет, что школьники мало читают, редко ходят в библиотеку, откровенно скучают на уроках литературы, скованно и зажато чувствуют себя при рассказе у доски, кругозор их оставляет желать лучшего, поведение вызывающее и агрессивное… Как разбудить это «сонное» царство, как разнообразить школьную жизнь, как внести «живинку» в урок, как пробудить интерес и любовь к чтению, как достучаться до сердца каждого ребёнка? Вопросы, вопросы, вопросы… Ответ один.

Применение игр в обучении обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся, способствует подключению к процессу познания таких свойств психики, как воображение, память, эмоции, речь. Игры позволяют, кроме того, отрабатывать практические умения и навыки, что очень важно при обучении анализу художественного текста на уроке литературы. В процессе игры идёт активное «примеривание на себя» иной социальной роли, вхождение в чужую судьбу, при этом ребята «проживают» в воображении то, чего, может быть, не испытывают в жизни. Всё это является основой нравственного воспитания личности.

Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекает внимание учащихся всего класса.

Игра – это и важное средство развития личности, особенно в наш динамичный век, когда от человека требуется значительная поведенческая гибкость. Дело ещё и в том, что большинство методов, применяемых учителем, интеллектуализированы и имеют дело с рассказом, объяснением, запоминанием. Чувства обычно подавлены. Игра же стимулирует эмоции, побуждает ребят включать свои чувства, «поработать» ими и с ними.

Таким образом, игра – это мощное возбуждающее педагогическое средство, которое можно использовать в работе с детьми всех возрастов. Она особенно эффективна, когда учебная тема затрагивает чувства, когда необходимо привить интерес к изучаемому предмету, когда надо проверить без нажима и назидания знания всех учащихся… Опыт показывает, что введение даже элементов игры в обычную учебную деятельность учащихся повышает их заинтересованность, формирует положительные мотивы учения. Ребята берутся за работу с удовольствием и выполняют её всегда отлично.

Главная цель использования в работе педагога игры и игровых элементов - это повышение интереса учащихся к изучению литературы, включение в процесс познания эмоциональной сферы детей, сочетание рационального и эмоционального при овладении знаниями. А ещё увлечение ребят чтением, удивление их литературой, показ её безграничных возможностей… Удовольствие получают все: и дети, и учитель. Во-первых, игру интересно готовить, во-вторых, идеи и фантазии не знают границ, в-третьих, энтузиазм на высоте, в-четвёртых, происходит открытие самых разных талантов и способностей учащихся.

Методика проведения литературной игры достаточно проста. Чаще всего она проводится как завершающий этап при изучении произведения, где основная цель – подвести итог. Именно так проходил КВН по сказкам, или игра по произведениям устного народного творчества, когда дети уже познакомились со многими фольклорными жанрами, или вечер-концерт по теме «Русская народная песня». Здесь ребята применили и знания, полученные на уроке литературы, и свой жизненный опыт, и раскрыли свои таланты. Некоторые задания были даны на дом, поэтому много готовились после уроков, репетировали номера. А вот КВН по повести В. Катаева «Сын полка», «Что? Где? Когда?» по рассказу М. Шолохова «Судьба человека», «Брейн - ринг» по повести «Олеся» проводятся до изучения произведений в классе, когда ученики прочитали книгу дома самостоятельно. Главная цель здесь – заинтересовать произведением, обратить внимание на детали текста, показать важность и значительность каждого эпизода для раскрытия характера героя.

Хотя большинство игр проводится в среднем звене, но и старшеклассники не остаются в стороне. Когда чувствуется, что чтение того или иного текста пойдёт «туго», что у ребят нет интереса к этому автору, объявляется игра. Сразу меняется настрой на чтение, появляется желание, загораются глаза. Так было с повестью В. Астафьева «Ода русскому огороду», или со сборником «Миргород», или с драмой «Борис Годунов», или с романом А. Островского «Как закалялась сталь». Особенно тяжело «идут» в старшем звене зарубежные авторы. И здесь включаются в урок игровые моменты.

Одна из трудностей в работе учителя литературы - проведение уроков внеклассного чтения , поэтому играми занимаемся в основном на этих занятиях. Задолго до назначенного дня игры даётся задание прочитать указанную книгу и объявляется игра, принцип проведения которой или объясняется ребятам заранее, или на доске объявлений вывешиваются названия конкурсов, к некоторым начинают готовиться всей командой после уроков. Результаты проведённых игр часто превосходят все ожидания. Ученики и в тексте разобрались, и выводы из прочитанного сумели сделать, и себя показали, и других посмотрели. Но самое главное – никому не бывает скучно, все активно работают, все переживают. После таких мероприятий педагог смотрит как-то по-другому на каждого ученика, как бы сквозь призму игры…

Вот выступление одной девочки в роли Дуни Выриной, героини повести «Станционный смотритель», кстати, сочинённое самостоятельно и прочитанное на импровизированной могиле отца. До сих пор стоит в ушах её дрожащий голос и печальный облик. Так вжиться в образ, что слёзы стояли в глазах зрителей?! А ученица вроде бы так, средненькая, ничем никогда не выделялась среди одноклассников. Пожалуйста, игра «заставила» посмотреть на неё другими глазами.

А вот «Фестиваль искусств» по сборнику рассказов «Записки охотника». Весь класс нарядился в костюмы тургеневских персонажей, даже и не члены команды!.. Но какое огромное желание было у ребят просто поучаствовать в игре, поддержать товарищей своих одним видом…

А однажды бывшие выпускники изъявили желание сразиться в «Игровой мозаике» по повести Г. Троеппольского «Белый Бим Чёрное Ухо» с нынешними учениками. Вновь им захотелось проверить себя, почувствовать накал борьбы, испытать положительные эмоции. Для учителя это желание стало огромной радостью, а разговоры после игры ещё долго не утихали.

В памяти встают проведённые игры… Как всё-таки это здорово! Азарт! Напор! Смех! Слёзы! Горечь поражения! Радость победы! Удивления! Открытия! Восторг! И … желание читать, читать и ещё раз читать.

Да, начинают именно читать, а не «проходить» программные художественные тексты. Читают все и всё. Иногда признаются, что не очень интересно, не совсем понятно, но будущая игра, ожидание её, подготовка к ней как бы подстёгивают ребят. Они почувствовали безграничность своих возможностей, стали вести себя раскованно и непринуждённо в незнакомой обстановке, поверили в себя, научились быстро ориентироваться в тексте, внимательно читать, СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ рядом стоящего человека, появилось желание творить.

А какие поделки, рисунки, плакаты, книжки-малышки, костюмы готовят школьники! У педагога снова радость, рождается чувство гордости: сельские дети так талантливы, так способны, так активны, так умны и внимательны, так добры и чувствительны…

К литературной игре потихоньку начинают подключаться и родители, некоторые из которых раньше сетовали на то, что дети не читают, что ребёнка не заставишь сесть за книгу. Они всегда приглашаются на все литературные игры. Сначала приходили в качестве зрителей, а потом и сами стали участниками игр «Что? Где? Когда?» по поэме А. Твардовского «Василий Тёркин», «Звёздный час» по повести А. Гайдара «Судьба барабанщика»… Позже мамы и папы, бабушки и дедушки признавались, что кое-кто из них за последние годы первый раз взял книгу в руки, что пришлось даже вести конспект произведения в ходе чтения, чтобы не пропустить детали и не упасть в грязь лицом перед собственным ребёнком. А какое счастье светилось в глазах взрослых, когда они видели, как находчивы, доброжелательны, смекалисты их дети в игре. Родители ещё испытывали удовольствие от того, что выигрывали у своих собственных детей. Ведь как тогда рос их авторитет в глазах ребят!

Таким образом, применение литературной игры в педагогической даёт очень хорошие результаты. Они налицо: во-первых, появляется интерес к чтению и к литературе, причём, учащиеся читают книгу не поверхностно, а очень внимательно и сосредоточенно, боясь пропустить детали, которые затем окажутся важными при анализе текста; во-вторых, материал по теме обобщается не скучно и сухо, а непринуждённо и с большим желанием и охотой; в-третьих, развиваются разные виды речевой деятельности, в том числе выразительное чтение любого текста; в-четвёртых, раскрываются способности детей, все видят, как может быть талантлив и сообразителен их одноклассник; в-пятых, формируется чувство коллективизма , ответственности за порученное дело, чувство долга, человеколюбие. Поэтому именно литературная игра как составная часть игровой технологии является эффективным средством обучения и воспитания школьников.

Все игры можно сгруппировать по нескольким параметрам, создав определенную систему классификации игр. Классифика­ция игр дает основание уточнить системы совпадения игр того или иного целевого назначения, позволяет ориентироваться в многообразии игровых объектов, их осмысленного использования.

Природа игры определяется по основным аспектам. Игра - это условность, которая может проявляться как условность состя­заний, условность представления. Функционирование игры как самостоятельного явления обеспечивается системой правил, оп­ределяющих нормы. Игра как самостоятельное явление культуры занимает определенное место, имеет особый механизм встраива­ния. Сущность игры заключается в апробации, закреплении, вы­явлении некоторых норм отношений между людьми.

В туристской деятельности игры выходят на новый уровень, включая разнообразие использования и результативность. За ос­нову классификации игр берется человеческая деятельность, от­ражающаяся в играх с ее вертикальными и горизонтальными свя­зями от досуговой до интеллектуальной деятельности, взаимо­проникая друг в друга, имея свои модели, структуры, функции, элементы и результаты (рис. 6.2).

Игры можно классифицировать по внешним признакам: со­держание, форма, место проведения, состав и число участников, степень регулирования и управления, наличие аксессуаров игры.

Определяющей стороной игры как таковой является содержа­ние, которое может быть основанием для классификации игр (рис. 6.3). Содержание дает основание подразделять игры на са­мобытные (цельные) и комплексные, органично объединяющие игры разного вида.

Некоторые игры выделяются в самостоятельные типовые груп­пы: детские игры всех типов; игры-празднества; игровой фольк­лор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые конкурсы, эста­феты и старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистифика­ция, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады; игровые аук­ционы и др. Вместе с тем существует множество других классификационных признаков, позволяющих объединить игры по опреде­ленным основаниям:

    по времени проведения игры - сезонные (зимние, весен­ние, летние, осенние);

    по продолжительности - длительные, временные, кратковременные, игры-минутки;

    по месту проведения - настольные (застольные), комнатные, уличные, дворовые, на воздухе, на местности, празднич­ные, эстрадные;

    по составу участников (по полу и возрасту) - для дошколь­ников и младших школьников, для студентов, для девочек и маль­чиков, для мужчин и женщин, молодежные;

    по числу участников - одиночные, индивидуальные, пар­ные, групповые, командные и массовые;

    по степени регулирования и управления - плановые (организованные менеджером), стихийные, импровизированные (орга­низованные спортивным инструктором), экспромтные (спонтан­ные);

    по наличию аксессуаров - игры без предметов и с предмета­ ми, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.

В основе классификации по внутренним признакам игры лежат способности индивида к игре (воображение, подражание, обо­собленность, состязательность, перенесение, повторение, слия­ние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре).

В системе классификации модельно-социальных форм разли­чают игры состязательного, театрального, поэтического, дипло­матичного, военного характера, а также игры-правосудие, т.е. боевые, любовные, подражательные, социальные, драматические игры. В основе такой классификации лежит идея состязательности.

Физические игры, построенные на движении, можно подразде­лить на две группы: подвижные (игры, разные по содержанию, организации и сложности правил, среди которых можно выде­лить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы) и спортив­ные (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, фут­бол, хоккей и др.).

К шоу-играм относятся конкурсы (относительно интеллекту­альные игры, построенные на вопросах и ответах и имеющие воз­растную специфику - для школьников, молодежи и взрослой аудитории) и викторины (интеллектуальная игра, в которой на вопросы могут отвечать несколько человек - команда; при этом вопросы викторины содержат познавательную информацию, свидетельствующую о наличии у участников определенной эрудиции. Викторины различаются по составу участников - семейные, ин­дивидуальные, групповые, а также по тематике - музыкальные, литературные).

Игра является самым популярным видом психологической ра­боты как с детским, так и со взрослым контингентом туристов. Трудно в одном игровом действии совместить все элементы игры, объять весь ее потенциал. Выделяют игровые пространства пяти видов, которые по отдельным параметрам могут перепле­таться друг с другом:

игровые оболочки, когда игра используется как некоторое об­рамление, общий фон какой-либо работы (путешествие на поезде от станции к станции, внутренние движения от уровня к уровню, международная туристская конференция с проходящими в ее рамках мастер- классами);

игра-переживание - более сложный вид игры, связанный с необходимостью включаться в отношения, выстраивать их, обра­щаться к своему собственному «Я» (для такой игры можно приду­мать множество игровых пространств - необитаемый остров, фан­тастические миры мужчин и женщин, неосвоенная планета, до­историческое время, применив театральные и сценические атри­буты);

    игра-драма, которую можно применить в отелях, на туристских базах, в кемпингах, в которой значительная часть времени уходит на вживание участников в их роли и ситуацию с примене­нием самых разнообразных приемов (внешний антураж, элементы костюмов, оформление помещения, театральные декорации, световые и музыкальные эффекты, определение участниками сю­жетных статусов ролей);

    деловые игры, направленные на освоение, осмысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деятельности, достижением конкретных целей, структурированием системы деловых отношений участников (они могут носить неслож­ный сюжетный характер, решая сугубо инструментальные задачи или иметь вид «организационного семинара», «организационной игры»; перспективным направлением являются «проектные игры», задача которых состоит в формировании проектного мышления участников, умении работать с поставленной проблемой);

психологическая акция - игровая среда, создаваемая в про­странстве коллектива на определенное время, особенностью ко­торой является ненавязчивость и необычность (имеет собственное содержание, свои правила и намеченный результат, девиз кото­рых может быть заключен в выражении «жизнь богаче, чем вы ее воспринимаете»).

Особым, творческим процессом является создание большой психологической игры, начинающейся с осознания проблемы и вытекающих из нее психологических задач, определения вида игры с учетом особенностей группы, опыта участия игроков в психо­логических процедурах, степени доверия друг к другу и ведущему и др. Залогом успешности игры являются создание, поиск, под­бор подходящего сюжета и конструирование сценария игры, ход которой зависит от опытности аниматора. Сюжеты могут быть вол­шебными (погружающими участников игры в миры, подобные реальному миру), метафорическими (погружающими участников игры в миры, подобные реальному), реальными (основанными на логике нашего собственного мира, в котором нет ни волшеб­ства, ни «чужой» логики, ни парадоксов).

Принимая роль и некоторые правила поведения в игре, логику поступков или их последствий, игроки погружаются в игру.

В проведении праздников как анимационных программ боль­шое значение имеет использование народных игр. Народные игры являются самой доступной формой развития художественного твор­чества. В игровых ситуациях формируются песенное, фольклор­ное, танцевальное творчество и элементы народного театра, в них ярко проявляется характер, темперамент, демонстрируются кос­тюмы, украшения, фольклорные атрибуты.

Народные игры классифицируются по месту проведения (в помещении, на природе, на стадионе и т.п.), сезонности (весен­ние, летние, зимние, осенние), возрасту и категории. Они бывают:

    подвижные (бег, прыжки, физические упражнения);

    атрибутивные (с различными предметами - игрушками, мя­чами, веревками, обручами, палками);

    традиционные (в основе которых лежат словесные формулы, прибаутки, поговорки, шутки, присказки);

    драматические (предполагают наличие художественного об­раза, действия, диалога, движения);

    спортивные (соревнования, состязания, танцевальные дви­жения, йога, тренировка физических способностей);

    Орнаментальные (сопровождающиеся песнями, музыкальны­ми композициями, основным жанром которых является хоровод);

    производственные или деловые (изображение различных эпи­зодов производственной деятельности и времяпровождения - охота, рыбалка, обслуживание);

    бытовые (отличительной чертой является наличие песенного, музыкального и танцевального сопровождения, придающего ха­рактер хоровода; подразделяются на общественные, воспроизводящие исторические события и военные действия, и семейные, отражающие сцены семейной жизни, любовные страдания и т. п.);

Интеллектуальные игры (шахматы и шашки).

Видоизменение игр основано на социальных изменениях в структуре и поведении различных социальных групп, но их клас­сификация может быть основана на трех основных уровнях:

    демографическом (по составу и числу участников - детские, взрослые, одиночные, парные, групповые и т.п.);

    психолого-педагогическом (по принципу доминирующих спо­собностей - интеллектуальные, состязательные, компьютерные и т.п.).

Игровая деятельность представляет собой многогранную па­литру возможностей проявления в различных сферах жизни и куль­туры, особенно на основании проведения анимационных программ в духе народности (по принципу народных праздников, особен­ности которых связаны с народным календарем и были рассмот­рены ранее).

Введение

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он знакомится играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы.

Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика.

Игра - наиболее освоенная малышами деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекательных его играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.

В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Чаще всего он изображает взрослых людей: маму, папу, шофера, летчика. В игре ребенок впервые открывает отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

Цель: выявить значение игры для психического развития ребенка.

Задачи: 1. Проанализировать литературу по данной теме;

2. Обобщить полученные результаты.

Значение и виды игр

Игровая деятельность - естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

Игра - это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж.

Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность.

Детские игры за весь период советской формации не собирались, не обобщались, значит, не классифицировались. Прав известный психолог А. Н. Леонтьев, утверждавший: «… чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать на путь не формального перечня тех игр, которые он играет, а проникнуть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры выступит для нас в своем истинном внутреннем содержании».

Наиболее распространенные теории игр в 19 - 20 веках:

К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.

К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.

К. Бюллер подчеркивал обычную увлеченность, с которою играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.

З. Фрейд считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности.

Хотя приведенные объяснения игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.

Принципиально иначе подходят к объяснению игры русские и советские ученые:

А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгат, К. Д. Ушинский высказываются за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.

Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.

Игры детей характеризуются следующими особенностями:

1. игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

2. отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности

3. игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей

4. игра является формой творческого отражения ребенком действительности.

5. игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.

6. в развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность

7. разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

Существуют разные виды игр: подвижные, дидактические, игры - драматизации, конструктивные.

В раннем детстве возникают и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.

А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называли ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми.

Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографических исследований пришел к выводу, что ролевая игра возникла в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, то есть она социальна по своему происхождению. Появление игры связано не с действием каких - то врожденных, инстинктивных сил, а с определенными условиями жизни ребенка в обществе. Детство удлинилось, и вместе с возникновением ролевой игры возник и новый этап в психическом развитии ребенка - дошкольный возраст. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что удлинение детства происходит не путем надстраивания нового периода над уже имеющимся, а путем своеобразного вклинивания.

Игра социальна не только по происхождению, но и по своему содержанию. Все исследователи, описывающие ролевую игру, указывали, что на нее огромное влияние оказывает окружающая ребенка действительность, что сюжеты детских игр обусловлены социальными, бытовыми, семейными условиями жизни ребенка.

Сюжетно - ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует взрослых, их взаимоотношения.

Сюжетно- ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.

Д. Б. Эльконин выделил в структуре сюжетно - ролевой игры такие составляющие, как сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре;

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводит ребенок, составляют содержание игры;

Развитие игрового действия, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами - к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами - и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. Д. Б. Эльконин показал, что центральным компонентом сюжетно - ролевой игры выступает роль - соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.

Кроме этого вида игры дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств.

Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяют две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3 - 5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5 - 7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержание игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Первой формой детских игр является предметная игра, т. е. проявление детьми раннего возраста манипуляций с разными предметами. Правда, Д. Б. Эльконин (1960) не считал, что предметные действия детей являются игрой. Хронологически первой формой игры он считал ролевую.

По числу участников предметные игры делятся на индивидуальные и групповые. М. Паттерн выделяет три вида индивидуальных игр детей раннего возраста:

  • игра-наблюдение (ребенок наблюдает, как играют другие),
  • игра в одиночестве (ребенок играет с игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми),
  • параллельная игра (ребенок играет один, но в непосредственной близости от других детей).

Кроме того, выделяют связанную игру (ребенок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется; здесь происходит только обмен игрушками) и совместную игру (дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели - построить домик из кубиков или из песка и т. п.).

В совместной игре дети учатся элементам общения, согласовыванию своих действий с действиями другого, взаимопониманию и взаимопомощи. Поскольку опыт каждого ребенка ограничен, объединение детей в совместной игре способствует обогащению сюжетов и усложнению содержания игр. Усложнение содержания игр ведет к увеличению количества участников игры, к необходимости более четкого согласования их действий и к усложнению реальных взаимоотношений детей. Среди них появляются лидеры, руководители игры.

Групповые игры делят на сюжетно-ролевые, игры с правилами, подвижные игры.

Сюжетно-ролевая игра. На границе раннего и дошкольного возраста появляется сюжетно-ролевая игра, становящаяся ведущей у детей-дошкольников. На ее сюжеты оказывает влияние окружающая среда, в связи с чем П. Ф. Каптерев относил эти игры к подражательным. А для развития таких игр, отмечал он, «громадное значение имеют прежде всего наблюдательность ребенка и его способность запоминать. В подражательной игре ребенок что-то воспроизводит. Если круг детских наблюдений очень тесен, если впечатления, действующие на дитя, однообразны, то и игры его будут скудны, неинтересны, бесцветны» (1982. С. 129). Далее П. Ф. Каптерев отмечает необходимость творчества для таких игр:

«Для развития подражательной игры нужны не только наблюдения, но и умение отображать их, воплощать в известном материале, способность переработать впечатления внутри себя и потом вынести его наружу в игре. Здесь требуется в малом виде художественный талант» (С.130).

«Воспроизводя в игре окружающую действительность, дитя недолгое время ограничивается простым, буквальным воспроизведением. Мало-помалу оно начинает сочетать имеющиеся у него факты по-своему, под влиянием минутного настроения, случайных впечатлений и мыслей, откуда-то приходящих в голову; возникают первые слабые опыты творчества, постепенно усиливающиеся. <.> Этой творческой игре препятствовать не следует, напротив, нужно ей способствовать и предоставить соответствующий материал» (С. 131).

П. Ф. Каптерев отмечает очень важный в ролевых играх момент для педагога: познание психологических особенностей ребенка:

«Очевидно, в воспроизводительной игре скажется психическая натура дитяти, его преобладающие вкусы и склонности. Дитя охотнее будет браться за такой материал для своих игр, который ему удобнее, соответствует его врожденным способностям, в котором он легче отобразит все, что его занимает» (С. 130).

У детей старше 4 лет ролевая игра чаще всего носит коллективный характер, хотя ребенок может выполнять ту или иную роль в отношении, например, своей куклы и в одиночестве. В ней дети берут на себя роли взрослых1 и воссоздают их функции, деятельность, их отношения между собой.

Роль взрослого, которую берет на себя ребенок, заставляет его выполнять определенные правила, регулирующие его действия с предметами, а также отношения с другими детьми в соответствии с их ролями. В ролевой игре происходит формирование важнейших психологических новообразований этого возрастного периода: усвоение мотивов общественно значимой деятельности, первичное овладение моралью, формирование умений оперировать символами и значениями, развитие воображения.

Обязанности по отношению к окружающим - это то, что ребенок чувствует необходимым исполнять, исходя из роли, которую он взял на себя. Другие дети ожидают и требуют, чтобы он правильно выполнял взятую на себя роль. При исполнении роли покупателя, например, ребенок постигает, что он не может уйти, не уплатив за то, что он выбрал. Роль доктора обязывает его быть терпеливым, но и требовательным по отношению к больному и т. д. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых исполняют другие участники игры. Так, покупатель имеет право на то, чтобы ему отпускали любые имеющиеся на игрушечном прилавке товары, имеет право на то, чтобы с ним обращались так же, как с остальными покупателями.

Роль в сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры.
Мухина В. С., 1975. С. 113.

В младшем школьном возрасте при ролевой игре на первый план выдвигаются качества личности того человека, роль которого разыгрывается ребенком, - смелость, настойчивость и пр.

Игра с правилами . Это вид парной или групповой игры, в которой действия участников и их взаимоотношения регламентированы заранее сформулированными правилами, обязательными для всех участников.

Переход к играм с правилами подготавливается, как уже отмечалось, при проведении ролевых игр, где правила скрыты в поведении, соответствующем той или иной роли. В школьном возрасте игры с правилами часто носят спортивный характер (эстафеты, игры с мячом и пр.).

Роль игр с правилами в развитии личности ребенка состоит в выработке у него таких морально-волевых качеств, как честность, выдержка, справедливость и др.

Главный парадокс игры заключается в том, что именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы целиком находящейся во власти эмоций, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. <.> Взяв на себя роль в игре, ребенок тем самым принимает систему жесткой необходимости выполнения определенных действий в определенной последовательности. Свобода в игре существует только в пределах взятой на себя роли.

Но все дело в том, что эти ограничения ребенок берет на себя добровольно, по собственному желанию. Более того, именно это подчинение принятому закону доставляют ребенку максимальное удовольствие. По словам Л. С. Выготского, игра - это «правило, ставшее аффектом» или «понятие, превратившееся в страсть». Обычно ребенок, подчиняясь правилу, отказывается от того, что ему хочется. В игре же подчинение правилу и отказ от действия по непосредственному импульсу приносит максимальное удовольствие. Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие от игры связано как раз с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли.
Смирнова Е. О., Гударева О. В., 2004. С. 93.

Подвижные игры. Подвижные игры важны прежде всего для физического развития детей и в качестве активного отдыха для борьбы с гипокинезией (недостатком двигательной активности школьников в период учебного года).

Потребность в двигательной активности является врожденной. В каждом ребенке заложена природой неуемная потребность движения. Для детей бегать наперегонки, скакать на одной ноге, потолкаться - так же естественно и необходимо, как дышать. Недаром в одной задорной ребячьей песенке поется: «А у меня есть вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель».

П. Ф. Каптерев отмечает, что с возрастом меняется характер подвижных игр, а именно усиливается психическое содержание и ослабляется двигательный компонент. Игра становится подражательной, ребенок играет теперь не затем, чтобы упражнять свои мускулы, а затем, чтобы воспроизвести какое-либо свое наблюдение.

На протяжении онтогенеза двигательная активность, а с ней и потребность в подвижных играх, изменяется волнообразно. Достигнув первого пика в 2-3 года, она в последующие годы постепенно снижается, причем у девочек быстрее, чем у мальчиков (Eaton, Yu, 1989). У учащихся 6-8-х классов активность снова повышается, но у старшеклассников опять снижается (Чесноков А. С., 1973; Щедрина А. Г., 1972).

Имеются существенные различия в потребности в двигательной активности между учащимися одного и того же возраста. У одних дневная двигательная активность может превосходить таковую других в три раза. Поэтому педагогам одни дети кажутся чрезмерно активными, а другие - вялыми, пассивными, ленивыми.

Большая двигательная активность мальчиков по сравнению с девочками приводит к своеобразию их поведения в школе на переменах и уроках. Они чаще ерзают и отвлекаются на уроках (более непоседливы), больше «бесятся» на перемене и поэтому в глазах учителей чаще являются недисциплинированными.

Различия в потребности в движении требует дифференцированного подхода педагогов как к нагрузке, даваемой при подвижных играх, так и к оценке качеств учеников.

ВО ЧТО ИГРАЮТ СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТИ И КАКИЕ ИГРЫ ПОЛЬЗУЮТСЯ У НИХ НАИБОЛЬШЕЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ
Наблюдение за свободной деятельностью детей [более 1000 человек 4,5-5,5 лет. - Е. И.] показало, что значительная часть дошкольников (приблизительно 40%) в свободное время не играли [в ролевые игры. - Е. И.]. Они демонстрировали отдельные предметные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривали книжки, рисовали, занимались конструктором. Многие дети, услышав предложение «поиграть», брали с полки коробки с настольными дидактическими играми. Остальные дошкольники демонстрировали те или иные варианты ролевой игры.
Наиболее популярными у дошкольников оказались традиционные бытовые сюжеты: магазин, больница и парикмахерская (30% случаев). Второе место занимают сюжеты, связанные с уходом за куклой. Кормление, укладывание спать, прогулка, купание «дочки» и др. наблюдались в 23% случаев. Сюда же входят варианты игры «дочки-матери» и современная разновидность этой игры «семья куклы Барби». У мальчиков чаще разыгрывались сюжеты, связанные с защитой и нападением: «полицейские и воры», «бандиты и наши», «охотники за привидениями», погоня за преступниками и пр. Подобные агрессивные сюжеты встречались в 10% случаев.
Обращает на себя внимание тот факт, что среди сюжетов детских игр фактически отсутствуют сюжеты, связанные с профессиями их близких взрослых. Современные профессии взрослых (юрист, экономист, менеджер, дизайнер и пр.) в силу своей специфики (закрытость их содержания для детей) не дают материала для игровых ролей. При этом современные дошкольники предпочитают проигрывать в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, в которых они воспроизводят не профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев (Анжелика, человек-паук, ниндзя, Чип и Дейл и пр.). Это может свидетельствовать о том, что дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев фильмов, чем окружающих их близких взрослых. И хотя содержанием таких игр остаются поведение людей и их отношения, слабая представленность профессиональных и социальных ролей и оторванность игр от жизни близких взрослых может свидетельствовать о том, что социальная жизнь взрослых перестает быть содержанием детских игр, как это предполагалось в отечественной психологической концепции детской игры. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи.
Смирнова Е. О., Гударева О. В., 2004. С. 94-95.

Компьютерные игры детей. В последние годы среди детей все больше распространяются увлечения компьютерными играми. Важность изучения влияния этих игр на детей становится все более актуальной в связи с увеличением и без того большого времени, связанного с сидячим образом жизни школьников. Кроме того, компьютерные игры часто имеют агрессивное содержание. В оценке их влияния на психику детей исследователи разделись на две группы. Одни исследователи полагают, что это влияние положительное и опираются при этом на учение о катарсисе (очищении), другие исходят из отрицательного влияния жестоких игр на психику детей, указывают на «феномен послеигровой жестокости», проявляющийся в возникновении острых конфликтных ситуаций и даже насильственных преступлений. Отмечается, что ребенок, находящийся длительное время в такой среде, переносит ее законы на реальный мир, начинает чувствовать себя более уязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены по отношению друг к другу и что окружающий мир опасен для него. Подростки становятся раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.

Е. А. Алтыева выявила: то, какое влияние игра агрессивного содержания будет оказывать на подростка, зависит от времени, затрачиваемого на нее. Если это время умеренное, то игра способствует выплеску негативных эмоций и оказывает положительное воздействие на психику. Если же подросток увлечен такими играми и проводит за ними значительное время, это приводит к повышенной агрессивности.

Выделяют также досуговые игры и игры педагогические . В досуговые ребята играют по собственному побуждению, вторые применяются педагогом для решения конкретных учебно-воспитательных задач. Педагогические игры можно дифференцировать в зависимости от педагогической направленности. Если игры организуются в процессе обучения - это дидактические игры. Если игровая модель разрабатывается педагогом для решения конкретных воспитательных задач - это творческие педагогические игры, в которых дети, исполняя ту или иную роль, проявляют активность, деловитость, организаторские способности, становятся решительнее, требовательнее к себе и другим. Главный же воспитательный механизм ролевой позиции заключается в том, что в ней содержится наилучшая возможность для перевода внешних требований педагога во внутренние потребности самого подростка (Яновская М. Г., 1986).

Как показано в литературе детские игры могут быть расклассифицированы по разным основаниям. В рамках психолого -педагогических исследований, выделяются различные классификации игр. В программе воспитания и обучения детей в детском саду, указаны следующие виды игр: сюжетная, дидактическая, подвижная, музыкально -дидактическая.

Различие их по видам отражает воспитательные задачи сенсорного, умственного, физического развития дошкольников.

В основе классификации, разработанной С. Л. Новоселовой, лежит представление о том, по чьей инициативе возникает игра. Она выделяет 3 класса игр:

1. Игры возникают по инициативе ребенка.

Это самодеятельные сюжетные игры:

ü Сюжетно - отобразительная;

ü Сюжетно -ролевая;

ü Режиссерская;

ü Театрализованная.

2.Обучающие игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью. К ним относятся:

ü Дидактические;

ü Сюжетно - дидактические;

ü Подвижные;

ü Досуговые.

3. Народные игры, которые могут возникать как по

инициативе взрослых, так и более старших детей.

В рамках этнографических исследований разработаны различные классификации игр с правилами. Наиболее общую четкую классификацию игр с правилами, приводит Шварцман.

Им выделяются игры, основанные на:

а) ловкости, т. е. физической компетенции;

б) стратегические игры, требующие умственной компетенции;

в) игры, основанные на случайности, удаче, где результат зависит от физической или умственной компетентности играющего.

Традиционно в литературе определяются два наиболее общих вида игровой деятельности: ролевая и игра с правилами.

Режиссерская игра, как особый самостоятельный вид не выделяется, а трактуется как разновидность сюжетной, как форма индивидуальной игры ребенка.(2, с.58)

Изучение психологом Е.Е. Кравцовой генезиса игровой деятельности в контексте возрастного психологического новообразования дошкольников -воображения убедительно показало, что режиссерская игра имеет статус самостоятельного вида, так как с нее начинается и заканчивается все развитие игры в дошкольном возрасте. Среди режиссерских игр она выделяет следующие ее разновидности: игры с мелкими игрушками, с полифункциональными предметами, кубиками, с помощью карандаша на бумаге.

Итак, в качестве оснований для классификации используются следующие характеристики:

2) Форма организации и мера регламентации взрослым;

3) Характер требуемых игрой умений;

4) Предметы вокруг которых строится игра.

Как показывает анализ литературы, исследователями недостаточно учитываются отличительные особенности различных видов игр. А это затрудняет педагогу осуществлять руководство разными видами игр, не позволяет полно использовать их развивающий потенциал.


Специфические характеристики указанных видов игр режиссерской, сюжетной, игры с правилами, на мой взгляд, наиболее отчетливо выступают при сравнении их друг с другом.

В этой связи представляется целесообразным, взяв за основу выделенные выше общие специфические особенности игры, (характер процесса деятельности, наличие мнимой ситуации) провести сопоставительный анализ режиссерской, сюжетно - ролевой, игры с правилами с целью выделения их отличительных признаков.

Важным моментом существенно различающим режиссерскую, сюжетную от игр с правилами является характер самого процесса деятельности. Режиссерская, сюжетная игра не имеют конечно заданного результата. Момент завершения этих игр произволен и зависит от желания играющих. В играх с правилами результат определяется правилами, критериями выигрыша, устанавливаемыми участниками в ее подготовительном периоде.

Существенными признаками, различающими все эти три вида игр являются, как показано в исследованиях Е.Е. Кравцовой механизм расхождения видимого и смыслового поля (воображаемая ситуация).

В режиссерской и игре с правилами воображение является предпосылкой игры. Придумывая, «что чем» будет в игре, распределяя функции между игрушками, объединяя предметы по смыслу, ребенок учится конструировать ситуацию. В играх с правилами воображаемая ситуация присутствует в скрытом виде, правила определяют поведение ребенка. Они задаются извне, в готовом виде или порождаются участниками игры. В качестве отличительного признака игры Е.Е. Кравцова отмечает, что необходим подготовительный этап, где ребенок должен их осмыслить, присвоить прежде чем действовать по правилам.

В сюжетно - ролевой игре имеет место второй вид взаимосвязи игры и воображения. Сюжетно - ролевая игра - это воображение в действии. Воображаемая ситуация в ней присутствует в чистом виде. Принимая роль, выполняя ее по ходу игры, ребенок действует в соответствии с логикой поведения взрослых, реализуя ролевые взаимоотношения, осуществляет действия с предметами заместителями.

В ряде психолого - педагогических исследований, высказывается мысль о принципиально различном характере правил в играх.

Несмотря на разнообразие правил во всех случаях играющие добровольно принимают и добиваются их выполнения в интересах самого существования игры.

По существу в развитых формах режиссерской, в сюжетно - ролевой, в играх с правилами, обязательность правил для всех ее участников -характеристика, связанная с совместностью, с реализацией различных типов отношений играющих: ролевых сюжетно - ролевых играх,

соревновательных и отношений сотрудничества в играх с правилами. Отсюда следует, что указанные виды игр различаются между собой характером сочетания интересов играющих.

Таким образом, из всего перечня характерных особенностей игр: режиссерской, сюжетно - ролевой, игры с правилами в качестве центральной можно выделить воображаемую ситуацию. С ней связаны все специфические особенности различных видов игр: характер процесса деятельности, механизм расхождения видимого и смыслового поля, особенности взаимосвязей между игрой и воображением, характер правил в сюжетно - ролевой и игре с правилами, тип отношений между играющими.

Именно воображаемая ситуация задает указанным видам активности ребенка игровой характер своей непредсказуемостью, неожиданностью и позволяет отличить игровую деятельность от простых действий детей по правилу с предметами, игрушками.

Специфические особенности игровой деятельности обуславливают ее исключительное значение для психического и личностного развития

дошкольников. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть роль игры в развитии личности ребенка.