Сайт бесплатных игр

Сайт бесплатных игр

» » История кубика рубика. Что такое кубик рубика В какой стране родился кубик рубика

История кубика рубика. Что такое кубик рубика В какой стране родился кубик рубика

В те далёкие 1970 годы на факультете дизайна (Department of Interior Design) будапештской Академии прикладных искусств и ремесел (Academy of Applied Arts and Crafts) работал преподавтелем индустриального дизайна и архитектуру Эрно Рубик (Erno Rubik), в cкором времени первый официальный социалистический миллионер и бизнесмен.

Эрно увлекался математикой и трёхмерным предметным моделированием (ведь в те далёкие годы о компьютерах, с мифическими 3D программами, можно было только грезить), находя его безупречным способом для развития у своих студентов способностей пространственного мышления.

Как это всегда бывает в случаях со всеми гениальными изобретениями, план кубика лелеялся не один год.

То, что теперь мы видим - цельным кубом, состоящим из 26 маленьких кубиков маленького размера с непонятным на первый взгляд механизмом на месте отсутствующего основного компонента, вначале представляло собой набор из 27 деревянных кубиков с гранями окрашенными в разные цвета.

По одной из бесчисленных версий, с помощью такого учебного пособия Эрно хотел растолковать бестолковым студентам основы математической теории групп. Странно то, что Рубик вовсе не математик, он преподавал скульптуру и архитектуру.

Традиционная история рассказывает, что Рубик также много поэкспериментировал с бумажными, картонными и пластиковыми прототипами своего кубика, перед тем как к нему пришла мысль сложить разрозненные детали в единое целое, вращающиеся при этом не нарушая конструктивное единство всего приспособления в целом.

Перед тем как создать, привычный нам, 3 х 3 х 3, куб изобретатель перепробовал модели 2 х 2 х 2, детали которых были скреплены резиновыми стяжками. Параллельно, испытывались возможности применения магнитов, сложных выступов и углублений, но получить требуемую свободу элементов при единстве конструкции не удавалось. Эксперименты показали все подобные варианты неработоспособны.

Озарение снизошло обычным летним вечером, когда потерявший все надежды Рубик сидел на берегу реки и всматривался в ночное небо. История подобная всем другим классическим случаям так называемого «научного озарения» — яблоко Ньютона или ванна Архимеда

Взор создателя кубика привлекли обычные речные камешки. Пришла мысль, что острые грани камешков со временем стачиваются рекой, трущим камень о камень, пока они не превратились в привычную гладкую, обточенную со всех сторон гальку. Тогда Эрно и решил cлегка сточить своё детище

Так прототип изобретения потерял всё лишнее. Как нетрудно сосчитать, 26 небольших кубиков-деталей имеют в сумме 156 граней. Из них Рубик без колебаний отсёк больше ста и сохранил только 54 внешние грани: одного цвета у шести центральных кубиков, на каждой грани, двухцветные у двенадцати боковых, расположенных на рёбрах, и трёхцветные у восьми угловых.

Перед тем как кубик приобрёл свои знакомые 6 цветов, Эрно испробовал множество других вариантов оформления: "раскраску" из чисел или картинок, но всё это как говорится было не то. В 1974-м году работа над созданием кубика была завершена, сразу же всем стала очевидна особенность кубика Рубика.

Кубик который выходил с конвеера был однотонным. Но стоило лишь слегка поиграть со свежеиспечённым кубиком, и вернуть первоначальное единообразие было уже крайне сложно. Впервые с этой проблемой столкнулся, что и не удивительно, сам Эрно и привела проблема к неожиданно длительным мучениям. В подобной ситуации и по сей день оказывается всякий, кто пытается впервые собрать эту знаменитую головоломку.

В 1975-м этом году Рубик получил венгерский патент на своё детище, но выпуск первой партии головоломок начался только к концу 1977-го.

Все наверняка знают (либо, по крайней мере, слышали) о кубике Рубика - ведь, как утверждает статистика, этой игрушкой увлекался каждый восьмой житель Земли. Однако не всем известно, что Эрно Рубик был далеко не единственным конструктором, который запатентовал подобную разработку.

Наверняка каждый хоть раз в жизни слышал о головоломке, которая представляет собой куб 3х3х3 с хитроумным механизмом внутри. В бывшем Советском Союзе эту игрушку вертели все - школьники, домохазяйки, пенсионеры, профессоры... Как утверждает статистика, этой игрушкой увлекался каждый восьмой житель Земли.

А извесно ли Вам имя изобретателя этой чудесной головоломки? "Рубик!" - ответите Вы и будете лишь отчасти правы. На самом деле Эрно Рубик был далеко не единственным конструктором, который запатентовал подобную разработку.

Первым по праву может считаться Вильям Густафсон (William Gustafson), получивший американский патент ещё в 1958 году. За ним следует британец Фрэнк Фокс (Frank Fox), который в 1970 году изобрел подобную модель (патент им был, правда, получен лишь в 1974-м). Третьим был американец Лари Николс (Larry Nichols), сконструировавший кубик в 1970-м (патент он, правда, получил раньше англичанина, еще в 1972 году). И наконец, четвертый претендент на лавры создателя рубика - японец Тератоши Ишиге (Terutoshi Ishige), получивший патент на кубик в 1976 году.

Сам же Рубик смог запатентовать свое изобретение лишь 30 января 1975 года, однако авторские права изобретателя были подтверждены только 31 декабря 1977-го.

Что же позволило жителю далеко не самой благополучной Венгерской Народной Республики обойти представителей крупнейших индустриальных держав?

Как всегда в дела великих изобретений вмешались сложившиеся обстоятельства. Кроме того, как считается, кубик Рубика оказался чуть более технологичным.

В 1970-е годы Эрно Рубик (Erno Rubik) трудился преподавателем на факультете интеръерного дизайна (Department of Interior Design) будапештской Академии прикладных искусств и ремесел (Academy of Applied Arts and Crafts).

Эрно преподавал венгерским студентам промышленный дизайн и архитектуру. Увлекался также геометрией и трёхмерным предметным моделированием. Эрно считал это увлечение идеальным тренажером для пространственного мышления.

Вначале игрушка представляла собой набор из 27 деревянных кубиков с разноцветными гранями.

Мнения по поводу идеи изобретения различны. По одной из версий, при помощи данного учебного пособия Рубик пытался втолковать непонятливым воспитанникам основы математической теории групп.

Однажды, когда изобретатель сидел на берегу Дуная и всматривался в прохладные речные волны, взгляд ученого привлекла обычная речная галька, и он решил вместо 156 граней оставить лишь 54 внешние грани. После этого Рубик пришел к мысли использовать шесть цветов.

Пока Рубик вынашивал идею и совершенствовал изобретение его друзья, студенты и знакомые становились первоиспытателями головоломки.

В 1975-м Рубик получил венгерский патент на своё изобретение. Однако выпуск опытной промышленной партии кубиков состоялся лишь в конце 1977-го.

Игрушка появилась на прилавках под названием "Волшебный кубик". Спрос на нее был небольшим. Не исключено, что события и дальше развивались бы с черепашьей скоростью, если бы игрушкой не заинтересовался немецкий компьютерный предприниматель венгерского происхождения Тибор Лакзи (Tibor Laczi).

Он увидел кубик совершенно случайно во время деловой поездки в Венгрию. - он зашёл выпить кофе и заприметил вещицу в руках у официанта кафе. Увлекающийся математикой Лакзи пришёл в восхищение от игрушки и буквально на следующий день прибыл в государственную торговую фирму Konsumex и предложил продавать кубик на Западе.

В феврале 1979 года Лакзи привез кубик на Нюрнбергскую ярмарку игрушек (Nuremberg Toy Fair). Правда, не в качестве официального экспоната. Помня о собственном опыте знакомства с предметом, Лакзи попросту бродил по выставке с кубиком и завлекательно им покручивал.

Однако манипуляции Лакзи не оправдали его надежд найти немецкого дистрибьютора. Все же в итоге Тибор набрёл на англичанина Тома Кремера (Tom Kremer).

Кубику и его создателю еще раз крупно повезло. Кремер сам был успешным изобретателем игр и игрушек - он владел соответствующего профиля лондонской компанией Seven Towns Ltd. и был хорошо знаком со многими воротилами игрушечного бизнеса. Вдобавок, Кремер часто представлял интересы сторонних изобретателей, и, что самое ценное, оказался венгром по материнской линии.

В результате два бизнесмена заключили пакт: Лакзи будет бороться с венгерской бюрократией, а Кремер отправится в кругосветный рекламный вояж для привлечения интереса к разноцветному чуду. Однако уже в который раз неофитов кубика ждало разочарование. Кубик-де слишком сложен и дорог в производстве. Кубик слишком абстрактен и умозрителен.

В сентябре 1979-го Кремеру удается заманить в Будапешт вице-президента службы маркетинга солидной американской компании Ideal Toy Corporation (позже куплена корпорацией CBS).

В процессе переговоров всплыла одна проблема. Кубик был запатентован только в Венгрии, и в течение года после этого на него не был получен международный патент. Тем временем американцы имели странную привычку торговать товарами, авторские права на которые официально были зарегистрированы на территории США.

Чтобы хоть как-то уладить это препятствие, в самом начале 1980-го "Магический куб" (Magic Cube) решено было переименовать в кубик Рубика (Rubik"s Cube). Опять изобретателю повезло - его имя стало прочно ассоциироваться с обожаемым предметом.

Стараниями Лакзи и Кремера в январе-феврале 1980 года состоялся международный дебют кубика. Кубик представили на игрушечных ярмарках Лондона, Парижа, Нью-Йорка и Нюрнберга. Демонстрировал его сам обаятельный Эрно Рубик.

Следующие два года стали временем всемирного помешательства, и только до конца 1982-го было продано свыше 100 миллионов официальных кубиков и в полтора раза больше подделок.

Эрне Рубик (Erne Rubik) - венгерский изобретатель, скульптор, профессор. Известен благодаря своей головоломке «кубик Рубика».

Каждое изобретение имеет свои историю создания и дату рождения. Для кубика — это 1974 год, когда Эрне Рубик создал первый рабочий прототип и подал заявку на патент изобретения. Это было в Будапеште, столице Венгрии, а скоро имя изобретателя стало нарицательным, а головоломка-игрушка стала называться «кубик Рубика» .

1974 год знаменует собой дату создания головоломки, но все началось несколько лет назад. В то время Эрне Рубик был преподавателем на кафедре дизайна интерьера в Академии прикладных искусств и ремесел в Будапеште, Венгрия.

У него была огромная страсть к геометрии 3D форм, к скрытым возможностям сочетания форм и материалов. И не только в теории, но и на практике.

В ходе своих лекций, Эрне Рубик предпочитал показывать своим студентам не сухую теорию и плакаты, а преподносил свои идеи с помощью реальных моделей, изготовленные из бумаги, картона, дерева или пластика. Он призывал студентов больше экспериментировать, создавать четкие и легко интерпретируемые формы. Все было сделано для того, чтобы осознать, что даже самые простые элементы, если их продублировать, могут дать обилие различных форм. Эти идеи и привели Эрне к созданию рубика, впредь названного кубиком Рубика.

Когда первые прототипы кубика увидели свет, Эрно Рубик продемонстрировал головоломку своим ученикам и коллегам и предложил собрать его. Эффект был мгновенным и потрясающим. Как только кто-то брал кубик Рубика в руги — было трудно получить его обратно. Такой успех игрушки среди друзей и учеников натолкнул Эрне о необходимости промышленного изготовлении изделия.

На первый взгляд простая задача — собрать кубик Рубика, в котором всего шесть разноцветных граней имеет гипнотический эффект на людей разного возраста, рода занятий, социального статуса и положения. Бабушки, руководители банков, бейсболисты, пилоты, библиотекари, крутили свои кубики. Кубик облетел весь мир — в некоторых молодежных кафе, на столе рядом с солью и перцев стоял кубик. Кубик стал идолом массового движения.

Но и теперь, в своем втором воплощении, кубик Рубика является частью семейства головоломок и игр, которые несут на себе печать гения, который создал наиболее удачную и понятную трехмерную головоломку.

Эрне Рубик не сильно изменился за эти годы. В тесном сотрудничестве с фирмой «Seven Towns», он по-прежнему активно участвует в создании новых игр и головоломок, и остается одним из главных изобретателей планеты. Многие сравнивают его с Архимедом наших дней.

По одной из версий, Рубик изобрёл свое главное детище, пытаясь объяснить студентам математическую теорию групп. Было это в 1974 г. Первыми испытателями кубика стали, естественно, студенты и друзья преподавателя. История кубика на этом бы и закончилась, но Рубик решил запатентовать своё детище. В итоге спустя четыре года небольшой венгерский кооператив на свой страх и риск решил выпустить головоломку в качестве новогоднего сувенира под названием «Волшебный кубик».

Поначалу изобретение критиковали: говорили, что кубик слишком абстрактный и играть в него могут только учёные-математики. Действительно, в кубе 43 квинтиллиона возможных комбинаций граней, и только одна из них правильная. Мировая кубикомания началась после того, как изобретение Рубика случайно попалось на глаза одному немецкому предпринимателю. «Эта штука меня просто загипнотизировала!» - позже признавался он. Вскоре головоломка легла на прилавки Европы и США. Тут-то и началась настоящая «кубическая эпидемия»! К концу 1982 г. с учётом колоссального количества подделок, по некоторым оценкам, было продано порядка 300 млн (!) кубиков. Помешательство было настолько массовым, что в некоторых ресторанах кубик стал обязательным атрибутом сервированного стола - вместе с солонкой и перечницей. Более того, головоломка стала экспонатом Нью-Йоркского музея современного искусства.

Советскому Союзу (по неофициальным данным) права на производство и продажу кубика обошлись в бешеные деньги - 3 млн долл.! Официальная же цена головоломки составляла 4 руб. 50 коп. Однако ажиотаж начался такой, что кубик быстро стал дефицитным товаром и часто продавался из-под прилавка за 10-20 руб. Целые учреждения, школьные классы часами и днями вертели кубики, проводили соревнования, разрабатывали теории сборки. Следуя примеру мировых изданий, журналы «Юный техник» и «Наука и жизнь» вскоре стали публиковать материалы о методах сборки головоломки.

Руби его!

В 1982 г., когда кубикоманией были охвачены все страны, состоялся первый чемпионат мира по сборке головоломки на время. От участников соревнования требовалось собрать кубик не более чем за 60 секунд. Лучшее время сборки - 22,95 секунды - показал тогда 16-летний студент из Лос-Анджелеса. Кстати, Всемирная кубическая ассоциация (есть и такая) по сей день раз в два года проводит чемпионаты мира по спидкубингу (сборке кубика Рубика на время). Последний установленный рекорд по сборке составляет 6,65 секунды. Причём соревнуются сегодня в самых разных номинациях - сборка с наименьшим количеством движений, сборка с завязанными глазами, сборка одной рукой, сборка под водой на одном дыхании и пр.

Мировая кубикомания пошла на спад лишь в конце 1980-х гг. Эрнё Рубик к этому моменту стал уже долларовым мультимиллионером и решил продать права на производство и распространение кубика своему компаньону Тому Кремеру. По самым скромным подсчётам, на сегодняшний день продано более 350 млн легальных (то есть фирменных) кубиков - абсолютный мировой рекорд среди игрушек!

Чтобы изучить феномен кубика Рубика, английские психологи провели необычный эксперимент. Они дали собрать головоломку шимпанзе. Обезьяны сперва отнеслись к ней с чрезвычайным интересом, но затем начали беспокоиться, а беспокойство перешло в сильное волнение, сравнимое с отчаянием. Одна из обезьян выбросила кубик подальше от клетки, другая попыталась его съесть, третья в злобе разломала на мелкие кусочки.

Надо заметить, что подобное поведение наблюдалось не только у обезьян. Как отмечали те же английские психиатры и невропатологи, некоторые люди, более часа безрезуль­татно вертевшие в руках головоломку, начинали сильно нерв­ничать, злиться, а некоторые становились агрессивными, у них появлялось желание сломать кубик. Эту особенность заметили и предприниматели. В своё время в ряде стран в п­родажу были выпущены небольшие пластмассовые топорики, предназначенные для уничтожения головоломки. К покупке прилагалась и­нструкция, в которой говорилось о том, что можно сделать из деталей разломанного кубика.

Сегодня 67-летний Эрнё Рубик по-прежнему живёт в пригороде Будапешта с женой и четырьмя детьми. Он категорически отказывается от общения с журналистами и предпочитает не появляться на публике. Рубик возглавляет студию дизайна мебели, пишет статьи по архитектуре, участвует в разработке видеоигр и… продолжает изобретать головоломки. Его последнее детище - «Рубик-360». Описать новую головоломку сложно - лучше покрутить в руках, как тот, с­амый первый кубик Рубика.

Сегодня на первый план вышли электронные, компьютерные головоломки, игры, но тактильное взаимодействие с предметом не может заменить никакой компьютер. Человек продолжает испытывать постоянный сенсорный голод, голод прикосновений, только не замечает этого.

История создания знаменитого кубика Рубика берет свое начало в недалеком 1974 году. Ее создателем является венгерский преподаватель архитекторы Эрнё Рубик, именем которого и названа игрушка. Достоверно известно, что в настоящее время кубик Рубика – самая популярная в мире игра-головоломка, покорившая сердца многих людей.

На сегодняшний день изготовлено и продано более 350 миллионов кубиков Рубика. Если каждый из выпущенных кубиков выстроить друг за другом, то получится путь длиной от Южного до Северного Полюса!

В самой Венгрии и некоторых других странах кубик носит иное обозначение. Его называют «Магический кубик». Все права на головоломку Эрнё Рубик передал английской компании Seven Towns Ltd, которой руководит друг Рубика – Том Кремер.

Что же в этой игрушке такого, чем она смогла всех покорить? На самом деле вся суть заключена в одновременной простоте и сложности головоломки. В истории кубика Рубика четко прослеживаются два направления.

Кто-то собирает кубик на скорость. Есть даже соревнования по данному роду занятия, которые носят название спидкубинг (speedcubing). Мировым рекордсменом является шестнадцатилетний австралиец Феликс Земдегсу, который смог правильно собрать кубик за невероятно малое количество времени - 5,66 секунды!

Другие люди используют кубик Рубика иначе. В их задачу входит собрать головоломку за минимальное количество сделанных ходов (передвижений граней), так называемый «алгоритм Бога». В 2010 году компания Google при помощи нескольких энтузиастов смогла рассчитать число Бога. Оказалось, что головоломка может быть решена при любой исходной комбинации не более чем за 20 ходов.

Популярность головоломки в СССР тоже оставила след в истории кубика Рубика. Он пользовался огромным спросом, и каждый старался обязательно приобрести эту игру для себя или своих близких. В СССР было даже налажено собственное производство головоломки. Однако, кубики советского производства были не так удобны, как венгерские и служили гораздо меньший срок.

В Советском Союзе также проводились соревнования с кубиками Рубика. И даже старались передавать технику правильных алгоритмов по сборке головоломки, причем чаще устно, поскольку на бумаге это сделать достаточно сложно. Те, кто мог собрать кубик, да еще и быстро, считались эрудитами. Хотя для этого нужно было всего лишь знать особое правило. Но кто не знал алгоритмов сборки, также мог выдать правильный результат, механически перебирая комбинации головоломки.

Хотя Эрнё Рубик создал еще много различных головоломок и участвует в разработках компьютерных игр, его имя прославилось лишь в истории кубика Рубика.